Буревестники спрятались от сильного ветра в глазу бури

Пестролицые буревестники с японского острова Авасима спасаются от штормов и тайфунов, укрываясь в глазу бури, где скорость ветра невысока. К такому выводу пришли орнитологи, проанализировав перемещения 75 представителей этого вида, помеченных GPS-передатчиками. Для сравнения, большинство морских птиц стараются облететь тропический циклон или переждать его на берегу. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Тропические циклоны, в том числе атлантические ураганы и тихоокеанские тайфуны, представляют серьезную угрозу для морских птиц. Порой сильные ветра убивают тысячи и даже десятки тысяч пернатых. Чтобы не стать жертвой стихии, взрослые морские птицы стараются держаться подальше от наиболее интенсивных областей циклонов. Например, красноногие олуши (Sula sula) и большие фрегаты (Fregata minor) во время прохождения урагана или тайфуна удаляются на 400-600 километров от обычных мест охоты. Светлые крачки (Sterna sumatrana) также улетают от тропических циклонов, приближающихся к их колониям, однако не всегда реагируют на них во время миграций.

Команда орнитологов под руководством Эмили Шепард (Emily L. C. Shepard) из Университета Суонси решила больше узнать о том, как морские птицы спасаются от непогоды. В центре внимания исследователей оказались пестролицые буревестники (Calonectris leucomelas) из колонии на японском острове Авасима у западного побережья Хонсю. Активность тайфунов в этой части Тихого океана особенно высока.

В 2008-2018 годах Шепард и ее коллеги снабдили GPS-навигаторами 401 буревестника, а затем проанализировали их перемещения. Оказалось, что 75 помеченных особей столкнулись в общей сложности с десятью тропическими циклонами или штормами. Даже оказавшись в зоне с сильным ветром до 21 метра в секунду, птицы продолжали полет. При этом они двигались при сильном боковом ветре, что характерно для их обычного стиля динамического парения, основанного на разнице в скорости ветра на разной высоте.

На следующем этапе исследователи попытались выяснить, как буревестники корректируют направление движения относительно глаза бури — области прояснения и относительно тихой погоды в центре тропического циклона, диаметр которой составляет 20-50 километров. Для этого они проанализировали два набора данных. В первом учитывались перемещения всех 75 птиц во время всех десяти циклонов и штормов, а во втором — только 55 особей, столкнувшихся с двумя самыми сильными штормами и тремя тайфунами.

В обоих случаях авторы выявили связь между скоростью ветра и направлением движения буревестников. При скорости ветра больше десяти метров в секунду птицы летели в сторону глаза бури, а если она была меньше десяти метров в секунду — то прочь от него. Кроме того, буревестники чаще направлялись в глаз бури при сильных южных ветрах и реже — при сильных северных или восточных ветрах. При этом особи, которых шторм или тайфун застал у побережья Хонсю, стараются переждать непогоду в глазу бури, а их сородичи, столкнувшиеся с циклоном в открытом море, облетают его. Это свидетельствует, что для птиц важно их положение относительно циклона и берега. Дополнительный анализ показал, что буревестники летят в центр тех циклонов, что проходят в 60-170 километрах от основных мест кормления этих птиц.

Некоторые помеченные буревестники по несколько часов следовали за глазом бури. Например, одна особь более четырех часов двигалась вместе с центром тайфуна Талим, а две других более восьми часов преследовали центр тайфуна Симарон.

Результаты исследования демонстрируют, что пестролицые буревестники спасаются от штормов и тайфунов в глазу бури (в отличие от большинства морских птиц, которые стараются облететь тропический циклон или переждать его на берегу.). Однако, чтобы проникнуть туда, им приходится преодолевать области с очень сильными ветрами, так как скорость ветра растет по мере движения к внешней границе глаза бури и лишь потом падает. Поскольку буревестники с Авасимы чаще направляются в глаз бури при южных ветрах и когда находятся недалеко от берега, авторы предполагают, что таким образом птицы, зажатые между циклоном и побережьем, избегают сильных ветров, которые возникают у побережья Хонсю после прохождения тропического циклона в северном направлении. В то же время особи, которых шторм застал в открытом море, могут облететь его. Таким образом, буревестники гибко реагируют на приближение стихии в зависимости от своего положения относительно циклона и побережья.

Ранее мы рассказывали о том, как американские физики построили математическую модель летящей чайки и исследовали устойчивость ее полета по тангажу. Оказалось, что большинство конфигураций, которые могут принимать крылья чайки и ее тело относительно линии горизонта, устойчивы, однако для быстрого маневрирования чайка должна выбирать нестабильные режимы полета.

Кашалоты отбились от косаток фекалиями