В ограбленном погребении знатной сакской женщины нашли бляшки из ископаемых моллюсков

В Казахстане раскопали погребение знатной сакской женщины, умершей около 821–548 годов до нашей эры. Хотя могила оказалась ограблена, ученые нашли в ней около 200 артефактов, многие из которых представляют собой украшения из золота и поделочных камней. Среди них археологи выделили миниатюрную булавку (шпильку), головка которой покрыта золотой фольгой и украшена изображением животного, а также подвески и бляшки, изготовленные из раковин ископаемых моллюсков. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.

Богатые погребальные комплексы и захоронения ранней кочевой элиты издавна привлекают внимание исследователей. Не в последнюю очередь из-за того, что погребальный обряд представляется основным источником для реконструкции быта, духовной и материальной культуры, социального устройства и идеологических представлений номадов, поселенческих комплексов которых неизвестно. В IX–VIII веках до нашей эры на обширном пространстве Евразийских степей начали формироваться новые археологические культуры, которые в широком смысле многие исследователи рассматривают в качестве составных частей скифского (или скифо-сибирского) мира. Эти культуры объединяет так называемая скифская триада, которая включает определенное вооружение, конское снаряжение, а также звериный стиль искусства.
В Средней Азии и Казахстане в это время формируются культуры сако-массагетского круга, которые просуществовали примерно до III века до нашей эры. От этих кочевых и полукочевых скотоводов до наших дней сохранились многочисленные погребальные комплексы, включая захоронения элиты древних обществ. Самое известное из них археологи обнаружили еще в 1969–1970 годах. Тогда рядом с городом Иссык они раскопали курган диаметром около 60 метров, в котором одно из погребений оказалось неграбленным. В нем находились останки человека V–IV веков до нашей эры, буквально усыпанные золотом, которое первоначально украшало одежду, головной убор и обувь. Кроме того, в могиле находились и другие ценные артефакты, включая перстни, статуэтки, разного рода сосуды, а также остатки вооружения.

Куаныш Искаков (Kuanysh Iskakov) из Национального музея Республики Казахстан совместно с коллегами из Казахстана и России исследовал материалы, обнаруженные в ходе раскопок могильника Карыкоба в Восточно-Казахстанской области. Под насыпью кургана-7 диаметром около 28 метров археологи обнаружили потревоженное грабителями захоронение, совершенное в каменном ящике.

Антропологический анализ показал, что внутри могилы находились останки взрослой женщины, на затылочной кости которой присутствовало отверстие — следствие трепанации черепа. Методом ускорительной масс-спектрометрии ученые выяснили, что она умерла около 821–548 годов до нашей эры. Несмотря на то, что погребение было потревоженным, археологи обнаружили в нем около 200 разных артефактов, большая часть из которых представляет собой украшения из золота и поделочных камней. Многие из этих предметов не только указывают на высокий социальный статус умершей, но и свидетельствуют о контактах древних скотоводов Казахстана с жителями прибрежных регионов Персидского залива и Индийского океана.

Из всей коллекции находок исследователи сосредоточили свое внимание на небольшой булавке (или шпильке) с поврежденной иглой, а также украшениях, изготовленных из раковин моллюсков. Миниатюрная булавка представляет собой предмет длиной 2,4 сантиметра. Ее основная часть изготовлена из железа, но головка диаметром около 0,5–0,8 сантиметра дополнительно покрыта золотой фольгой. Головка также украшена рельефным изображением копытного животного с перекрученным телом и необычно изогнутым рогом. Похожие предметы, по сообщению археологов, нередко встречаются в женских погребениях скифского времени в Тыве.

Другими находками, отмеченными учеными, стали восемь подвесок в форме овальных пластин и клыков животных, а также 20 бляшек в виде фигур хищных животных, изготовленных из импортного сырья. Все эти предметы оказались сделаны из раковин древних устричных моллюсков (видимо, из меловых отложений), которые не достигли полного окаменения. Из-за маленького размера артефактов исследователям не удалось установить, к какому виду они относились. Возможно, сырье происходит из прибрежных районов Индийского океана. Подобные бляшки из неокаменевших устричных раковин, похоже, на сакских памятниках раньше не встречались. При этом находки подчеркивают единую художественную традицию, существовавшую в эту эпоху в Восточном Казахстане и Западной Сибири.

Недавно на N + 1 рассказывали о другом памятнике эпохи ранних кочевников, раскопанном в Казахстане. Так, в могильнике Урысай-2 археологи обнаружили погребения восьми мужчин-воинов и одной женщины-жрицы. Они жили в конце VI — начале V века до нашей эры.

Геоархеологи отследили миграцию исчезнувшего нильского рукава на восток от плато Гиза