Археологи раскопали в Западно-Казахстанской области три кургана эпохи ранних кочевников, в которых находились останки десяти человек, умерших в конце VI — начале V века до нашей эры. Погребальный обряд и сопроводительный инвентарь позволили предположить, что в могилах находились восемь мужчин-воинов, девочка-подросток и женщина-жрица. Вещевой комплекс последней, помимо прочего, включал жертвенный столик и деревянную шкатулку с камнями, бронзовым зеркалом и медным сосудиком. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология Казахстана.
Богатые погребальные комплексы и элитные захоронения ранних кочевников издавна привлекают внимание исследователей. Не в последнюю очередь из-за того, что погребальный обряд представляется основным источником для реконструкции быта, духовной и материальной культуры, социального устройства и идеологических представлений номадов, поселенческих комплексов которых неизвестно. Одним из регионов, где сосредоточено большое количество подобных памятников, выступает Южное Приуралье. Выгодное положение этого региона способствовало сложению здесь в I тысячелетии до нашей эры самобытной культуры, о которой у археологов сложилось неоднозначное представление. Некоторые ученые считают, что в VI–IV веках до нашей эры существовала савроматская культура, которую затем сменила раннесарматская (прохоровская). Другие же говорят о единой прохоровской культуре.
Яна Лукпанова (Yana Lukpanova) из Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея представила результаты раскопок трех аварийных курганов (5, 13 и 14) могильника Урысай-2, проходивших под ее руководством в прошлом году. В этих сооружениях, поврежденных в результате разграбления и разваловки земель, археологи обнаружили ряд погребений конца VI — начала V века до нашей эры, в которых находились останки десяти человек.
Разграбленный курган-5 представлял собой насыпь высотой 1,7 метра и диаметром 30 метров. Он оказался самым бедным на находки. Во время раскопок насыпи археологи обнаружили кости животных и фрагменты лепного сосуда. В могильной яме, над которой находился полуметровый слой прокаленной почвы, исследователи нашли разрозненные человеческие кости, принадлежавшие, по всей видимости, мужчине. Кроме того, вместе с ними лежали остатки меча, четыре бронзовых наконечника стрел, а также фрагмент жертвенника и кусочки железа.
Курган-13 диаметром 26 метров и высотой около метра оказался гораздо более ценным на находки. В его центральной части находились две могильные ямы, еще три — на периферии. Основное погребение оказалось разграбленным. В нем находились разрозненные кости человека, череп которого аккуратно положили на тазовые и длинные кости. В соседнем погребении располагались останки мужчины и женщины. Первого похоронили вместе с 38-сантиметровым акинаком, поверх которого лежал колчан с остатками древков и 79 бронзовыми наконечниками.
Женщину же похоронили с разноцветными бусинами, бронзовыми браслетами и набором предметов: железным ножом, наконечником и, вероятно, сломанным шилом. В этом же погребении находился круглый каменный жертвенный столик на трех ножках в виде оскаленной морды хищника (возможно, волка, культ которого существовал у кочевников Приуралья). Кроме того, при женщине находилась деревянная шкатулка с крышкой, которую археологи извлекли монолитом и исследовали в лаборатории. Оказалось, что это футляр размером 30×27×14 сантиметров, внутри которого находились камни, бронзовое зеркало с ручкой, а также небольшой медный сосудик. Подобные находки встречаются крайне редко. По словам Лукпановой, женщина, которой принадлежали эти предметы вполне могла наносить татуировки (на некоторых предметах присутствует краска) или выполнять жреческие функции.
В двух периферийный погребениях кургана-13 археологи обнаружили останки мужчины-воина и девочки-подростка. Первого похоронили вместе с колчанным набором из 32 наконечников стрел с сохранившимися древками, точильным камнем, акинаком, ножом и двумя костяными предметами. Сопроводительный инвентарь девочки включал бронзовую гривну и лепной горшок с боковой ручкой.
Курган-14 представлял собой насыпь диаметром 19 метров и высотой около 0,6 метра, при разборе которой археологи нашли лошадиный череп с элементами узды, включая выполненные в зверином стиле распределители ремней и пронизи. В могильной яме находились останки четырех человек. Одного из них похоронили с темно-зеленым каменным пряслицем, железным ножом и оселком. Второго — вместе двумя оселками, костяной ложечкой и железным наконечником стрелы. Кроме того, рядом с ним находились два акинака, больше сотни бронзовых наконечников и два железных ножа. Третьего человека похоронили с акинаком и бусиной белого цвета. Останки четвертого человека оказались потревожены и смешаны с костями животного.
Археолог заключила, что в исследованных курганах похоронили привилегированных кочевников — представителей воинской элиты и жречества. По всей видимости, изученные останки принадлежали восьми мужчинам-воинам, одной женщине-жрецу и ребенку, жившим в середине I тысячелетия до нашей эры.
В прошлом году на N + 1 рассказывали об исследованиях могилы девушки, которую в V–VI веках нашей эры похоронили в царском облачении. Однако впоследствии это погребение разграбили, но извлекли из него не многочисленные золотые украшения, а череп умершей. Вероятно, она была иноземкой, принадлежавшей к кочевой элите.
Михаил Подрезов
Ей больше трех тысяч лет
Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину, изготовленную около 1200–1000 годов до нашей эры. Исследование этой редкой находки показало, что в позднем бронзовом веке древние жители Малой Азии изготовили ее из ягодного тиса и коры полевого клена. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.