Австралийцы переоткрыли считавшегося вымершим таракана с острова Лорд-Хау

Биологи обнаружили на острове Лорд-Хау эндемичных тараканов Panesthia lata, которых не встречали здесь с 1930 годов. Предполагалось, что эти насекомые вымерли на острове по вине завезенных крыс и мышей и выжили только на мелких островках у побережья. Однако оказалось, что тараканам все-таки удалось выжить в труднодоступной местности на севере Лорд-Хау, сообщается в пресс-релизе Сиднейского университета.

Фауна и флора острова Лорд-Хау, который расположен в шестистах километрах к востоку от Австралии, сильно пострадали от инвазивных видов. Черные крысы (Rattus rattus) и домовые мыши (Mus musculus), попавшие сюда благодаря человеку в конце XIX — начале XX века, полностью уничтожили пять эндемичных видов и подвидов наземных птиц, тринадцать видов беспозвоночных и два вида растений. Также грызуны нанесли ущерб местным колониям морских птиц и стали опасными вредителями сельского хозяйства.

Три года назад австралийские власти очистили Лорд-Хау от инвазивных грызунов, истребив около 350000 крыс и мышей с помощью ловушек и отравленных приманок. В результате популяции аборигенных животных и растений, от птиц до насекомых, начали быстро расти. Теперь специалисты по охране природы планируют начать реинтродукцию видов, которые вымерли на самом Лорд-Хау, но смогли выжить на мелких островках вокруг него, куда грызуны не добрались.

Один из кандидатов на возвращение — эндемичный таракан Panesthia lata. На Лорд-Хау этих бескрылых насекомых с длиной тела 20-40 миллиметров не видели с 1930 годов, поэтому предполагалось, что всю местную популяцию съели крысы и мыши. Выжить тараканам удалось только на вулканическом утесе Болс-Пирамид и нескольких других островках (здесь обитают популяции, которые генетически отличаются от популяции с острова Лорд-Хау). Поскольку P. lata играют важную роль в пищевых цепи, разлагая мертвую растительность и служа пищей для более крупных животных, их возвращение на Лорд-Хау пошло бы на пользу местным экосистемам.

Однако, возможно, реинтродукция редких тараканов на Лорд-Хау все-таки не понадобится. В июле этого года команда биологов из Сиднейского университета обнаружила, что эти насекомые выжили в труднодоступной местности Норт-Бей на севере острова. Открытие совершил студент-биолог Максим Адамс (Maxim Adams). Осматривая почву у корней баньяна, он поднял камень и неожиданно обнаружил под ним несколько живых особей P. lata. Попытки найти тараканов под другими баньянами успехом не увенчались.

В ближайшее время биологи планируют подробнее изучить переоткрытую популяцию тараканов с Лорд-Хау, чтобы больше узнать об их экологических предпочтениях и поведении. Это поможет понять, как им удалось избежать вымирания по вине инвазивных грызунов. Возможно, ученые даже смогут восстановить популяцию вида, так что он снова будет обитать в лесах по всему острову.

Интересно, что это не первое эндемичное насекомое с Лорд-Хау, которое считалось вымершим, но впоследствии было переоткрыто. Например, в 2001 году на островке Болс-Пирамид, куда не добрались крысы и мыши, ученые обнаружили крупных эндемичных палочников Dryococelus australis, которые, как предполагалось, вымерли еще в 1918 году. Теперь их разводят в неволе и постепенно возвращают на Лорд-Хау.

Ранее мы рассказывали о том, как японские энтомологи изучили брачный ритуал тараканов Salganea taiwanensis, которые питаются гниющей древесиной. У этого вида самец и самка после спаривания объедают крылья друг другу. Возможно, таким образом они оказывают друг другу услугу по избавлению от ненужных крыльев, которые мешают ползать по узким древесным ходам и могут стать мишенью для паразитов и инфекций.

Червяги покормили детенышей «молоком» из клоаки