Палеоантропологи диагностировали у алтайского неандертальца верхнечелюстной синусит

Палеоантропологи исследовали фрагмент левой верхней челюсти неандертальца, найденный в Чагырской пещере. Оказалось, что у этого индивида, жившего около 51–53 тысячи лет назад, был хронический верхнечелюстной синусит. Вероятно, к его развитию привел пародонтит. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.

Хронический верхнечелюстной синусит (гайморит) представляет собой воспалительное заболевание слизистой оболочки верхнечелюстной (гайморовой) пазухи. Это одна из самых распространенных отоларингологических проблем среди современного населения, которая сопровождается трудностями в носовом дыхании, слабостью и головными болями. В период обострения к этому могут добавляться повышенная температура, а также слизистые или гнойные выделения из носа. Одной из причин возникновения верхнечелюстного синусита выступает патологический процесс в зубочелюстной области. По данным исследователей, на одонтогенные гаймориты приходится не менее пяти—восьми процентов от общего числа воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.

В Краснощековском районе Алтайского края, в долине реки Чарыш, расположена Чагырская пещера — один из основных памятников эпохи среднего палеолита в Северной Евразии. За годы раскопок археологи обнаружили в ней не менее 90 тысяч артефактов, нескольких десятков костей и зубов неандертальцев (H. neanderthalensis), а также фаунистические остатки. Эти находки были сделаны в слоях, относящихся примерно к 59–49 тысячам лет назад. Немногочисленная популяция этих древних людей, судя по данным археологов и палеогенетиков, мигрировала на Алтай из Европы, сохранив свои пищевые стратегии. Ученые полагают, что неандертальцы из Чагырской пещеры в основном охотились на бизонов в период их миграции с равнин в предгорья. Кроме того, они добывали лошадей, сибирских горных козлов и архаров.

Алиса Зубова (Alisa Zubova) из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН совместно с российскими коллегами исследовала фрагмент левой верхней челюсти со вторым и третьим коренными зубами Чагырская-57, найденный в слое 6б, который, судя по оптически стимулированной люминесценции, сформировался около 53100–51100 лет назад. По данным исследователей, размер кости составляет 30,2 на 18,3 на 23,7 миллиметра.

Палеоантропологи провели микрокомпьютерную томографию находки, которая позволила выявить признаки хронического верхнечелюстного синусита начальной—средней стадии. Они представляют собой очаги остеопороза, а также костного ремоделирования на внутренних стенках и дне пазухи. Ученые отметили, что выявить причину этих поражений оказалось непросто. Однако они обнаружили, что у индивида был хронический пародонтит средней тяжести, который потенциально мог выступить источником патогенов. Возможно, при развитии пародонтита некоторые питательные отверстия между альвеолой моляра и верхнечелюстной пазухой слились и образовали каналы ороантрального сообщения, по которым инфекция распространилась из полости рта.

По данным исследователей, это всего лишь второй известный случай хронического верхнечелюстного синусита у неандертальцев. Первый был диагностирован у индивида Неандерталь-1, чьи останки послужили голотипом для описания этого вымершего вида. Палеоантропологи отметили, что, возможно, у некоторых других неандертальцев, например, у индивида Артенак-1, также была предрасположенность к развитию этого заболевания. Так, у него, как и у индивида Чагырская-57, глубоко залегала альвеолярная бухта синуса.

Ранее на N + 1 уже рассказывали об исследованиях материалов из Чагырской пещеры. Так, археологи экспериментально проверили, как неандертальцы с этой стоянки держали в руках костяные ретушеры. Оказалось, что они обладали развитой мелкой моторикой. Кроме того, ученые сделали неандертальские копья и потыкали ими туши быка и барана.

Жертву убийства 5200-летней давности из Дании назвали мигрантом с севера