В Китае обнаружили человеческий череп возрастом около миллиона лет

Китайские археологи обнаружили в провинции Хубэй хорошо сохранившийся череп. Он принадлежал человеку прямоходящему (Homo erectus), который, по предварительным оценкам, жил около одного миллиона лет назад. Это уже третий череп, обнаруженный в местонахождении Юньсянь. Об этом сообщило издание South China Morning Post.

В настоящее время считается, что первые люди прямоходящие (Homo erectus) или работающие (H. ergaster) впервые покинули Африку около двух миллионов лет назад. Главное подтверждение этому археологи обнаружили в Грузии, где в конце прошлого века в Дманиси раскопали сначала каменные орудия, а затем и останки древних гоминид, живших около 1,85–1,77 миллиона лет назад. Кроме того, совсем недавно неподалеку в местности Орозмани нашли человеческий зуб того же возраста.

Более молодые останки людей прямоходящих известны и в других регионах Евразии. Например, в 1989 и 1990 годах в китайской провинции Хубэй во время раскопок местонахождения Юньсянь археологи обнаружили два черепа (Юньсянь-1 и Юньсянь-2) древних гоминид. Эти сильно деформированные черепа принадлежали мужчинам, объем мозга которых достигал 1000–1300 кубических сантиметров. Вместе с ними в руки ученых попали многочисленные кости животных и орудия. Достаточно противоречивым остается возраст этих находок. Так, датирование по зубам фауны методами урановых рядов и электронного парамагнитного резонанса дало оценку примерно в 600 тысяч лет, геомагнитный метод — около 936 тысяч лет. Еще более древняя датировка — около 1,15 миллиона лет — была получена с помощью палеомагнитного метода.

Археологи под руководством Лу Чэнцю (Lu Chengqiu) из Института культурных реликвий и археологии провинции Хубэй в минувшем году возобновили раскопки местонахождения Юньсянь. И это принесло новую крупную находку. Так, они обнаружили еще один череп древнего человека, относящегося к виду H. erectus. По предварительным оценкам, он жил около одного миллиона лет назад. В отличие от двух предыдущих находок, значительно поврежденных и деформированных в результате фоссилизации, этот череп оказался практически целым (насколько можно пока об этом судить).

В настоящее время продолжается расчистка окаменелости, которая, как ожидается, завершится до ноября. Сейчас уже, в частности, видны лобная кость и глазница. Лу Чэнцю сообщил, что археологи также обнаружили недалеко от черепа большое количество окаменелых остатков животных и каменные орудия.

В прошлом году на N + 1 рассказывали о другом древнем черепе, найденном в Китае. Ученые описали его как ранее неизвестный вид, получивший название Homo longi («человек-дракон»). Однако многие палеоантропологи отнеслись к этому решению скептически, предположив, что находка может быть останками денисовца.

В древнеримском форте нашли рельеф с изображениями человеческого лица и фаллоса

Третья фигура в этой композиции — рог изобилия

Испанские археологи, работающие в древнеримском форте Тоссаль-де-ла-Кала под руководством Хесуса Мораталья (Jesus Moratalla), рассказали, что обнаружили вырезанный в скале рельеф, размер которого составляет 57 на 42 сантиметра. Он состоит из трех фигур: человеческого лица, рога изобилия и фаллоса, которые были сделаны около двух тысяч лет назад. По словам исследователей, аналогичных композиций раньше, по всей видимости, не находили. Как сообщает издание Arkeonews, согласно одной из версий, этот рельеф мог обладать ритуальным значением, учитывая важность фаллического символа для римлян. Но это лишь одна из догадок.