Китайские динозавры пришли в упадок за два миллиона лет до вымирания

Китайские геологи и палеонтологи исследовали ископаемую яичную скорлупу динозавров из бассейна Шаньян в Центральном Китае и пришли к выводу, что динозавры в этом регионе переживали упадок на протяжении двух миллионов лет до вымирания. Это исследование подтверждает точку зрения, согласно которой падение астероида всего лишь ускорило исчезновение динозавров. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Мел-палеогеновое вымирание, которое произошло 66 миллионов лет назад, затронуло множество групп животных, однако получило широкую известность в основном из-за исчезновения нептичьих динозавров. В настоящее время среди ученых преобладает импактная гипотеза вымирания: биосферный кризис вызвало падение астероида диаметром около десяти километров (но есть и альтернативная точка зрения, согласно которой вымирание вызвал вулканизм на Индийской плите). Однако мнения палеонтологов расходятся насчет деталей исчезновения динозавров: одни специалисты считают, что их вымирание было внезапным (1, 2, 3), другие — что эта группа уже переживала упадок и импактное событие просто ускорило их исчезновение (4, 5, 6). Спор осложняется тем, что подробная и непрерывная палеонтологическая летопись наземных позвоночных в конце мела — начале палеогена известна только для Северной Америки и может не отражать положение дел в остальном мире.

Фэй Хань (Fei Han) из Китайского университета наук о Земле и его коллеги детально изучили состояние позднемеловой динозавровой фауны в Центральном Китае. При помощи магнитостратиграфии, циклостратиграфии и биостратиграфии исследователи установили возраст горных пород бассейна Шаньян (Shanyang) в Восточном Циньлине с точностью до 100 тысяч лет. Оказалось, что бассейн содержит непрерывные отложения возрастом от 71,7 до 64,6 миллиона лет, то есть охватывает конец мела и начало палеогена. При этом найденные здесь ископаемая яичная скорлупа и целые яйца динозавров происходят из отложений возрастом от 68,2 до 66,4 миллиона лет (кроме того, в этих отложениях также найдены кости гадрозаврида, зауропод и теропод, включая неизвестного тираннозаврида).

Ученые проанализировали более 1000 образцов ископаемой скорлупы и яиц динозавров и определили, что они относятся всего к трем оотаксонам: Macroolithus yaotunensis, Elongatoolithus elongatus и Stromatoolithus pinglingensis. Первые два оотаксона относятся к Elongatoolithidae и, скорее всего, принадлежат небольшим тероподам овирапторозаврам, в то время как S. pinglingensis приписывают гадрозавридам. Согласно предыдущим работам, в более ранних отложениях других бассейнов Восточного Циньлина разнообразие оотаксонов и таксонов динозавров выше.

Результаты ученых говорят о низком уровне разнообразия динозавров в этом регионе на протяжении почти двух миллионов лет перед самым вымиранием. Этот упадок исследователи предварительно связывают с климатическими изменениями в конце мелового периода.

По мнению авторов, чтобы окончательно решить спор о вымирании динозавров, необходимо увеличивать выборку таксонов, ее пространственно-временной охват, а также использовать высокоточное датирование окаменелостей. Фэй Хань и его соавторы считают, что их исследование — важный шаг в этом направлении.

Ранее мы писали о том, как ученые реконструировали восстановление экосистем на территории современного штата Колорадо после мел-палеогенового вымирания.

В копролите фитозавра возрастом более 200 миллионов лет нашлись яйца аскарид и ооцисты кокцидий