Система аварийного спасения успешно увела капсулу New Shepard при аварийном пуске

Во время очередного беспилотного полета суборбитальной ракеты New Shepard произошла авария: после неполадок в двигателе сработала система аварийного спасения, которая успешно отвела капсулу от неисправного ускорителя. Компания пока не объяснила причины случившегося. Трансляция запуска проходила на YouTube-канале Blue Origin.

New Shepard — это одноступенчатая ракета, разработанная Blue Origin для космического туризма и суборбитальных исследований. Она состоит из ускорителя с одним водородным двигателем и капсулы, рассчитанной на шесть человек. Во время взлета ускоритель разгоняет капсулу и отделяется, после чего капсула поднимается примерно на 110 километров (высота зависит от миссии, но почти всегда она выше 100 километров — условной границы космоса). Затем обе части системы возвращаются на землю: ускоритель приземляется на реактивном двигателе, а капсула — на парашюте.

Поскольку New Shepard — это ракета, рассчитанная на перевозку людей, у нее есть система аварийного спасения. Она следит за состоянием ракеты и в случае обнаружения критических неполадок активирует мощный двигатель под капсулой, который быстро уводит ее от ракеты, находящейся в потенциально опасном состоянии. Подробнее о системах аварийного спасения мы рассказывали в материале «Ракетой за шиворот».

Ранее Blue Origin дважды успешно тестировала эту систему, а во время миссии NS-23 ее впервые пришлось активировать из-за реальной аварии. Эта миссия проходила без экипажа. Вместо него компания разместила в капсуле и на ее внешней поверхности 23 научных эксперимента. Подробнее о них можно почитать в описании миссии. New Shepard — это полностью многоразовая система и это был уже девятый полет ракеты и капсулы.

Изначально полет происходил нормально, но через минуту после взлета двигатель ракеты сначала начал выдавать гораздо большее пламя, затем ракета начала крениться, после чего сработала система аварийного спасения капсулы:

Неполадки с двигателем случились практически в момент наибольшего аэродинамического сопротивления. В это время ракета испытывает наибольшую нагрузку на свою конструкцию, поэтому двигатель ненадолго снижает тягу, чтобы смягчить действующие на ракету силы, а затем возвращается в нормальный режим работы до самой остановки перед разделением.

После аварии капсула раскрыла парашюты и успешно приземлилась. Что случилось с ускорителем — неизвестно. Учитывая, возможно, загоревшийся двигатель, и то, что в этот раз компания не показала посадку ракеты, можно предположить, что она разрушилась. Пока Blue Origin не раскрывает причины случившегося, отмечая лишь, что система аварийного спасения сработала штатным образом.

От редактора

В отличие от многих компаний и космических агентств, Blue Origin продолжила транслировать и комментировать полет вплоть до посадки капсулы, несмотря на очевидную неудачу миссии.

К счастью, системы аварийного спасения редко приходится применять вне испытаний, но иногда это все же случается и даже позволяет спасать жизни космонавтов. Последний такой случай произошел в 2018 году, когда система аварийного спасения корабля «Союз МС-10» успешно отвела корабль от неисправной ракеты.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
«Персеверанс» восстановил работу одного из основных научных инструментов

SHERLOC не функционировал полгода