Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев

Генетики исследовали происхождение носителей тюркских и индоевропейских языков из Центральной Азии, для чего они отсеквенировали ДНК 131 человека и объединили полученные данные с раннее опубликованными древними и современными геномами. Оказалось, что происхождение киргизов можно смоделировать из двух компонент: население Синьцзяна исторической эпохи и хунну из Монголии. Происхождение таджиков оказалось связано с населением Туркменистана железного века и хунну из Монголии. Примечательно, что у генетически близких к таджиками популяций Памира, например, у сарыкольцев и ваханцев, исследователи обнаружили предковую компоненту, связанную с населением Таримского бассейна раннего бронзового века. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Molecular Biology and Evolution.

Центральная Азия представляет собой регион, в котором в разные эпохи соприкасались крупные культурные и языковые общности. Так, первые исследования, основанные на изучении митохондриальной ДНК и Y-хромосомных линий, показали, что генетическое разнообразие жителей этого региона — одно из самых высоких в Евразии. Это объясняется многочисленными волнами потоков генов в регион из Европы, Западной, Южной и Восточной Азии, включая те, что произошли уже в историческую эпоху.

Анализ древней ДНК показал, что в происхождении популяций Центральной Азии приняли участие некоторые крупные общности. Среди них выделяется население Бактрийско-Маргианского археологического комплекса — одной из цивилизаций бронзового века. Генетически эта популяция восходит в первую очередь к земледельцам эпохи неолита, жившим в Передней Азии. В эпоху развитой и поздней бронзы на обширных землях к северу от нее, от Каспия до Енисея, проживали представители андроновской археологической культуры. Кроме того, с железного века по Центральной Азии распространяется восточная предковая компонента. Вместе с тем в регионе долгое время проживали и относительно изолированные группы, сохранявшие свою генетическую самобытность. Например, в минувшем году выяснилось, что популяция Таримского бассейна ранней и средней бронзы, от которой до наших дней сохранились многочисленные мумии, происходила главным образом от древних северных евразийцев, оказавшихся в Сибири еще в эпоху палеолита.

Я Пин Чжан (Ya-Ping Zhang) из Куньминского института зоологии Китайской академии наук совместно с коллегами из Китая, США и Таджикистана исследовал происхождение популяций Центральной Азии. Для этого они прочитали с высоким покрытием (более 30 раз) геномы 131 человека, относящихся к двум языковым семьям. В первую вошли киргизы из Киргизии и Китая (n = 72) — носители тюркских языков. Во вторую представители индоевропейских языков (n = 59): сарыкольцы, ваханцы и таджики (из ранее опубликованных геномов ученые выделили еще одну группу памирцев). Кроме того, они привлекли 121 ранее опубликованный геном людей из соседних регионов Центральной Азии, прочитанный с высоким покрытием, после чего объединили полученные данные с уже известными древними и современными геномами.

Метод главных компонент показал, что таджики отличались от памирских популяций, благодаря, вероятно, более высокому вкладу, связанному с неолитическим населением Анатолии. Палеогенетики обнаружили, что современные таджики и памирцы ближе к популяциям бронзового века из Центральной Азии и Евразийской степи, нежели к населению этих регионов железного века. Напротив, киргизы оказались ближе к популяциям железного века и исторической эпохи из Центральной Азии. Ученые выяснили, что популяции памирцев объединяет общее прошлое с населением Таримского бассейна раннего бронзового века, которое известно благодаря таримским мумиям. У киргизов же есть общее прошлое с популяциями неолита, бронзового и железного веков, населявшими Северный Китай и Монголию.

По данным генетиков, предки современных таджиков появились в результате смешения представителей андроновской археологической культуры и Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (их также можно представить, как население Туркменистана железного века). По оценкам ученых, это смешение для предков сарыкольцев произошло около 5970 (3951–7988) лет назад, для остальных памирцев — около 3211 (2550–3871) лет назад. Памирцы же впоследствии дополнительно получили поток генов от популяции, связанной с Таримским бассейном раннего бронзового века. По расчетам ученых, гены от таримцев оказались в популяции сарыкольцев около 2957 (2326–3587) лет назад, у других памирцев — около 3616 (2818–4414) лет назад. Кроме того, предки таджиков и памирцев получили около 805–1418 лет назад поток генов, связанных с хунну из Монголии.

Происхождение киргизского и казахского населения, по их мнению, можно представить, как смешение населения Синьцзяна исторической эпохи (44,8–58,9 процента) и хунну из Монголии (41,1–55,2 процента). По их расчетам, для двух киргизских популяций эти события смешения произошли около 493 (417–570) и 784 (629–940) лет назад. Происхождение уйгуров, узбеков и туркмен они смоделировали как население Туркменистана железного века (48,8–65,1 процента) и хунну из Монголии (34,9–51,2 процента).

Анализ митохондриальной ДНК показал, что среди исследованных популяций киргизов, таджиков и памирцев присутствовали митохондриальные гаплогруппы U и H, связанные с древним населением Ирана и Евразийской степью. Кроме того, ранее обнаруженная у таримского населения ранней бронзы гаплогруппа C4 также присутствовала у представителей обеих языковых семей. Наиболее распространенной Y-хромосомной линией среди тюркоязычных индивидов (26 из 44) и носителей индоевропейских языков (16 из 33) оказалась R1a1, которая связывает их с представителями культур боевых топоров, андроновской и синташтинской. Реже встречаются Y-хромосомные гаплогруппы R1b1, характерные для ямной и афанасьевской культур, а также J и R2, распространенных в древнем Иране и Туране бронзового века. Ученые также отметили, что средняя длина ROH (протяженные области гомозиготности) у носителей индоевропейских языков оказалась заметно больше, чем у тюркоязычных. Это свидетельствует о распространенности эндогамных браков.

Подробно узнать о том, как палеогенетики искали предков таримских мумий в разных уголках Евразии, можно в нашем материале «Культура фаллосов и вульв».

Неандертальцы сняли шкуру с гиены