Слияние галактик оказалось способно погасить вспышку звездообразования

Астрономы впервые нашли пример результата слияния двух галактик, где сам процесс слияния затормозил образование новых звезд, выбросив из галактик большую часть запасов холодного газа. В случае системы SDSS J1448+1010 около 47 процентов вещества, необходимого для формирования звезд, оказалось состредоточено в приливных хвостах вне галактик. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Одной из важных задач в деле исследования эволюции галактик является понимание того, как по мере жизни системы меняются объемы запасов холодного молекулярного газа в ней — вещества, необходимого для создания новых звезд. В частности, слияния галактик могут увеличивать темпы звездообразования за счет притока газа, а вспышки звездообразования, порождающие взрывы сверхновых и звездные ветра, а также активность галактического ядра, содержащего сверхмассивную черную дыру, могут создавать оттоки газа из галактики, тормозя звездообразование в ней. Важными объектами для исследований в этой области являются галактики, где звездное население указывает на то, что за интенсивным периодом звездообразования следовало быстрое гашение процесса формирования новых звезд. Интересны также системы, где в дальнейшем происходили повторные вспышки звездообразования.

Группа астрономов во главе с Джастином Спилкером (Justin S. Spilker) из Техасского университета опубликовала результаты наблюдений космического телескопа «Хаббл», наземного телескопа «Джемини-Юг» и системы радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/sub-millimeter Array) за массивной галактикой SDSS J1448+1010, расположенной на красном смещении z=0,646. Галактика выделялась тем, что демонстрировала миллиметровое излучение газа далеко за пределами галактики, видимыми в оптическом диапазоне, что требовало более детального изучения.

В итоге ученые обнаружили огромный резервуар молекулярного газа, простирающийся на 64 килопарсека за пределами SDSS J1448+1010. Галактика обладает протяженными приливными хвостами, которые возникли в результате продолжающегося до сих пор слияния двух галактик, и содержат примерно 47 процентов общих запасов холодного газа в системе. Это говорит о том, что запасы газа были выброшены из родительских галактик во время слияния, что, скорее всего, и привело к быстрому затуханию вспышки звездообразования около 70 миллионов лет, которая стартовала в начале слияния двух галактик.

Таким образом, слияния галактик способны как увеличивать, так и уменьшать содержание холодного газа в галактиках, напрямую влияя на звездообразование, что является качественно другим физическим механизмом, чем оттоки вещества, порождаемые активными ядрами или вспышками звездообразования. Исследователи намерены в дальнейшем найти другие примеры такого механизма, реализованного в SDSS J1448+1010.

Ранее мы рассказывали о том, как ALMA увидела гигантский отток газа из далекой галактики.

Астрономы отыскали в спутнике Млечного Пути следы вещества сверхновой одной из первых звезд во Вселенной