Двойное слепое рандомизированное клиническое испытание, проведенное в США, показало, что психотерапия с двухкратным назначением высоких доз псилоцибина значительно снижает употребление спиртного при алкогольной зависимости в течение как минимум 32 недель. Отчет о работе опубликован в JAMA Psychiatry.
На потенциальную пользу психоделиков для психотерапии синдрома зависимости от алкоголя еще полвека назад указал метаанализ шести рандомизированных клинических исследований, выполненных с 1966 по 1971 год. Он выявил, что при использовании диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД) ремиссия наступала почти вдвое чаще, чем без него. Спустя более чем 40 лет после проведения этих работ в открытом испытании выяснилось, что пациенты с алкогольной зависимостью хорошо переносят относительно высокие дозы псилоцибина (21–28 миллиграммов на 70 килограммов массы тела) и при его применении в ходе психотерапии значительно меньше пьют на протяжении последующих 32 недель наблюдения. В схожей работе десять сеансов с метилендиоксиметамфетамином (МДМА) снизили среднее потребление алкоголя на девятый месяц после детоксикации с 1306 до 187 миллилитров в неделю в пересчете на чистый спирт.
С учетом оптимистичных предварительных результатов ученые из Университетов Нью-Йорка, Нью-Мексико и Алабамы, а также проекта The Change Companies под руководством Юджина Ласки (Eugene Laska) провели двухцентровое двойное слепое рандомизированное испытание псилоцибина для психотерапии синдрома зависимости от алкоголя. В нем приняли участие 93 человека (44,2 процента — женщины) в возрасте от 25 до 65 лет с диагнозом алкогольной зависимости по DSM-IV и как минимум четырьмя днями чрезмерного употребления спиртного в течение месяца перед исследованием. Критериями исключения служили большие психические расстройства, злоупотребление лекарствами или рекреационными психоактивными веществами, медицинские противопоказания к приему псилоцибина и текущее лечение алкоголизма другими способами.
После рандомизации 48 участникам проводили психотерапию с псилоцибином, 45 — с активным плацебо в виде дифенгидрамина (это блокатор гистаминовых H1-рецепторов первого поколения, также блокирующий м-холинорецепторы и обладающий выраженным седативным эффектом; в России широко известен под названием «Димедрол»). Общая продолжительность мотивационно-стимулирующей и когнитивной поведенческой психотерапии составила 12 сеансов с недельными перерывами.
На четвертой неделе в ходе сеанса пациенты получали 25 миллиграмм псилоцибина на 70 килограмм массы тела или 50 миллиграмм дифенгидрамина независимо от веса. При хорошей переносимости и согласии продолжать на восьмой неделе проводили еще один сеанс, увеличивая дозу псилоцибина до 30–40 миллиграмм на 70 килограмм массы и дифенгидрамина до 100 миллиграмм. После окончания курса психотерапии за добровольцами наблюдали в течение 32 недель от первого приема препаратов.
Полученные данные обработали методом многофакторного дисперсионного анализа повторных измерений. Он показал, что на протяжении периода наблюдения в группе псилоцибина доля дней с чрезмерным употреблением спиртного была 9,7 процента, а в группе дифенгидрамина — 23,6 процента. Таким образом, средняя разница составила 13,9 процента (p = 0,01). Общее потребление алкоголя и число связанных с этим проблем также оказалось меньше после сеансов с психоделиком. Серьезных побочных эффектов в ходе терапии не наблюдалось.
Исследования терапевтических эффектов психоделиков долгое время не проводились из-за законодательных ограничений. В последнее время интерес к ним возобновился — все больше научных учреждений получают возможность вести подобную работу. В 2018 году Управление по продуктам и лекарствам США (FDA) присвоило статус «прорывной терапии» использованию псилоцибина для лечения резистентной депрессии, что должно обеспечить ускоренное внедрение этой методики в клиническую практику. Препарат также оказался эффективен для лечения мигрени, ученые исследуют и другие потенциальные показания к его применению.
Особенно от сердечно-сосудистых
Лу Ци (Lu Qi) из Университета Тулейна с коллегами провел обсервационное исследование и выяснил, что употребление кофе в утреннее время связано с более низкой смертностью от всех причин и от сердечно-сосудистых заболеваний. В анализ вошли 40725 взрослых участников американского национального опроса NHANES с 1999 по 2018 год и 1436 — исследований Women’s and Men’s Lifestyle Validation Study, для которых имелись данные по предпочтениям употребления кофе и смертности. Средний период наблюдения за участниками составил 9,8 года. Результаты опубликованы в European Heart Journal.