Найденный под Курском древний клад связали с воинским культом

Археологи исследовали клад раннего железного века, обнаруженный недалеко от Курска. Он включает пять предметов: два редких бронзовых браслета, бронзовое зеркало, а также два железных наконечника копий. По мнению ученых, клад зарыли во II–I веках до нашей эры. Возможно, он связан с воинским культом или был даром погибшему знатному воину. Исследование опубликовано в Кратких сообщениях Института археологии.

Своеобразным явлением в археологии последних столетий до нашей эры выступают ритуальные (вотивные) клады, которые называют также «странными комплексами». Чаще всего они включают предметы конской упряжи, оружие, воинское снаряжение и металлические сосуды. Большая часть таких находок происходит из Северного Причерноморья и датируется в пределах III–I веков до нашей эры. В настоящее время известно примерно о 50 подобных комплексах. Исследователи по-разному интерпретировали эти находки. Так, их называли и инвентарем из разрушенных погребений, и жертвенно-поминальными комплексами, связанными с воинским культом, и ритуальными маркерами завоеванной территории, и отчужденными артефактами погребального инвентаря. Примечательно, что оставляли подобные ритуальные клады в основном на незаселенных территориях.

Евгений Столяров (Evgeniy Stolyarov) из Государственного музея-заповедника «Куликово поле» и Олег Радюш (Oleg Radyush) из Института археологии РАН представили результаты исследования клада, найденного в 2017 году в окрестностях деревни Ванина в Октябрьском районе Курской области. Непосредственно сами артефакты обнаружили местные жители, которые передали их в музей. После этого дополнительные изыскания на этой территории провели археологи. Ученые отметили, что неподалеку от места обнаружения клада в древности существовало поселение, которое изначально датировали поздним неолитом или ранним бронзовым веком. Однако, судя по найденным фрагментам керамики, возможно, оно относится к раннему железному веку. Сам же клад в любом случае был зарыт за его пределами.

Комплекс находок включает пять предметов. Среди них два массивных браслета биконической формы диаметром десять сантиметров и высотой 15 и 12 сантиметров. По данным археологов, эти украшения выполнены в технике, характерной для лесной и лесостепной зон Восточной Европы раннего железного века. Более того, химический анализ показал, что в качестве материала для браслета использовалась высоколегированная тройная бронза, близкая по составу к металлам из лесостепной и степной зон. Ученые отметили, что ближайшие аналоги они находят в древностях позднего гальштата. Кроме того, некоторое сходство изделия демонстрируют с браслетами из Верхнего Поочья, найденными на памятниках типа Упа-2 (II век до нашей эры — I век нашей эры).

Другим предметом из клада оказалось бронзовое зеркало диаметром 12 сантиметров, которое, судя по химическому составу, могло быть импортного происхождения. На краю его диска находится ушко с двумя отверстиями для крепления рукояти, которая, видимо, была изготовлена из органического материала — дерева или кости. Артефакт оказался сломан, что может быть результатом преднамеренной порчи или следствием плохой сохранности. Вероятно, этот предмет датируется III–II веками до нашей эры.

Кроме того, в кладе присутствовали два железных наконечника копий листовидной формы. Длина пера первого составила 18 сантиметров, второго — 15. Подобные изделия относятся к последним векам до нашей эры — первым векам нашей эры и встречаются как на среднедонских памятниках скифского времени, так и в погребениях воинов начала нашей эры, раскопанных в Андреевском кургане. При этом археологи отметили, что наибольшее распространение копья получили в среднесарматское время.

Комплекс находок позволил археологам прийти к выводу, что клад был спрятан во II–I веках до нашей эры. Как и вотивные клады III–I веков из Северного Причерноморья, он был найден на слабозаселенной территории. Весь набор предметов, по мнению исследователей, укладывается в контекст предметов мужской воинской культуры. Археологи выдвинули предположение, что клад может быть связан с воинским культом или быть даром погибшему знатному воину или вождю. Возможно, находка относится к продвигавшимся с юга на север в последних веках до нашей эры группам населения с ярко выраженной воинской культурой, следы которых фиксировались на южной границе лесной зоны.

Ранее на N + 1 рассказывали о других древних кладах. Так, в окрестностях Старой Рязани нашли 32 серебряных артефакта, искусно изготовленных древнерусскими мастерами в домонгольское время. А под Суздалем обнаружили финно-угорский клад эпохи Великого переселения народов.

Медвежью кость с насечками назвали символическим предметом неандертальцев