Местные жители передали Старорязанской археологической экспедиции клад, обнаруженный неподалеку от села Исады. Находка включала 32 артефакта из серебра, искусно изготовленных древнерусскими ювелирами. Ученые предварительно датировали клад домонгольским периодом, то есть концом XI — первой половиной XII века. О находке сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.
Обновлено: в 2022 году статья опубликована в журнале Российская археология.
Первое упоминание Рязани в летописях относится к 1096 году, однако, по всей видимости, в XI–XII веках это был уже крупный и хорошо укрепленный город, значение которого определялось важностью Оки как крупного торгового пути. Рязань оказалась первым древнерусским городом, который принял на себя удар орды хана Батыя, и прекратил свое существование в 1237 году. Новая столица княжества была перенесена в Переяславль-Рязанский (ныне Рязань), располагавшийся в 50 километрах от древнего городища.
Старо-Рязанское городище в 1822 году случайно обнаружил местный крестьянин, опахивавший края дороги. Он наткнулся на золотые предметы общим весом более 2,8 килограмма, которые получили название «Рязанские бармы», хранящиеся в настоящее время в Государственной Оружейной Палате в качестве шедевра древнерусского ювелирного искусства. Всего известно не менее 17 кладов, обнаруженных в Старой Рязани, однако возможные находки, случавшиеся ранее XIX века, не сохранились. «Рязанские бармы» подогрели интерес к раскопкам городища, которые продолжаются по настоящее время. Так, недавно археологи нашли две соседние усадьбы, принадлежавшие двум соседям-ювелирам.
Археологи из Института археологии РАН под руководством Игоря Стрикалова (Igor Strikalov) совместно с российскими коллегами проводили исследования древнего городища Старая Рязань, а также его окрестностей. В ходе работ к ним обратились местные жители, которые передали ученым клад украшений и денежных слитков, найденных в лесу на склоне оврага в излучине Оки, где неподалеку находится село Исады. Ученые обследовали местность, где был обнаружен клад, однако не смогли выявить признаков культурного слоя. Более того, само место находки оказалось удалено от ранее известных археологических памятников — ближайшие селища конца XII–XIII находились в полукилометре.
Клад включает в себя 32 предмета весом около двух килограмм, изготовленных из серебра, в том числе 14 браслетов, 8 шейных гривен, 5 семилучевых височных колец, денежные гривны новгородского типа, а также бусину с зернью, которые хранились в лубяном туеске диаметром 20–22 сантиметра. Все артефакты демонстрируют мастерство древнерусских ювелиров. Так, шейные гривны выполнены в четырех разных техниках.
Семилучевые кольца, судя по орнаменту и типу, были изготовлены в одной литейной форме и типологически относятся к предметам, распространенным во второй половине XI — первой половине XII века. Среди браслетов вовсе нет идентичных изделий, но выделяется комплект из трех плетеных разомкнутых браслетов с фигурными полыми головками, которые изготовили методом тиснения.
Археологи, основываясь на ранее известных похожих находках, предварительно отнесли клад к концу XI — первой половине XII века, то есть к домонгольскому периоду. По месту обнаружения клад назвали Исадским.
Ранее на N + 1 мы рассказывали, что российские археологи раскопали в Фанагории амфору, в которой находилось 80 медных статеров, относящихся к VI веку нашей эры, а археолог-любитель из Британии обнаружила на острове Мэн клад сокровищ, включающий более ста серебряных артефактов, причем для нее эта находка оказалась четвертой за три года.
Михаил Подрезов
Эти люди жили в Центральной Европе около XIV века до нашей эры
Археологи и антропологи исследовали две погребальные урны позднего бронзового века, найденные в Австрии в 2021 году. В обоих сосудах присутствовали останки людей, живших около XIV века до нашей эры. Исследователи определили, что в одной урне покоились кости взрослой женщины, умершей в возрасте 23–35 лет, а в другой — ребенка, прожившего около 10–12 лет. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE, оба человека принадлежали к общности культур полей погребальных урн.