Малазийские исследователи смоделировали внешность «пенангской женщины»

Малайзийские исследователи показали, как могла выглядеть женщина, чьи останки были обнаружены в неолитическом памятнике Гуар-Кепа в штате Пенанг. Возраст так называемой «пенангской женщины» оценивается более чем в 5000 лет. Для восстановления лица специалисты использовали метод судебно-медицинской аппроксимации и виртуальной 3D-реконструкции. Исследование опубликовано в Applied Sciences.

Гуар-Кепа — археологический неолитический памятник в малазийском штате Пенанг. Впервые это место исследовали британцы во второй половине XIX века. В 1860 году мореплаватель Джордж Виндзор Эрл (George Windsor Earl) изучил местность и описал обнаруженные здесь кьёккенмединги, или раковинные кучи. Это холмы высотой несколько метров, которые образовались из раковин моллюсков, костей рыб и животных, часто они содержали орудия, керамику и другие предметы домашнего обихода. В ряде случаев в раковинных кучах устраивались погребения, под ними находили следы жилищ. Всего в Гуар-Кепа находятся три кьёккенмединга: в 1934 году британские археологи впервые провели раскопки во всех трех. Всего из этого района британцы вывезли 41 скелет, чей возраст может составлять от 4000 до 5000 лет. Сейчас останки находятся в Музее естественной истории в Лейдене (Нидерланды). Во время работ археологи также обнаружили каменные орудия труда, глиняную посуду, остатки фауны, бусы и различные виды раковин.

В 2017 году на месте одного из кьёккенмедингов малазийские археологи раскопали еще одни человеческие останки. Скелет имел согнутые к груди руки, тело лежало в полусогнутом положении, верхняя часть его была почти целой. Из-за того, что отсутствовали нижние отделы живота, археологи смогли установить пол только по черепу. По их оценке, останки были захоронены около 5700 лет назад и принадлежали 40-летней женщине ростом примерно 150 сантиметров. Это первые и пока единственные останки времен эпохи неолита, обнаруженные в раковинной куче в Гуар-Кепа. Также они единственные из этого места, которые находятся в Малайзии.

Группа исследователей под руководством Шайфула Шахидана (Shaiful Shahidan) из Universiti Sains Malaysia с помощью судебно-медицинской аппроксимации решила восстановить облик «пенангской женщины». Они использовали метод виртуальной 3D-реконструкции и анимации, который ранее применялся для восстановления облика «перакского человека». Для анализа исследователи использовали данные компьютерной томографии костей 5000-летней женщины, а также виртуального донора, чтобы восстановить утраченную верхнюю и нижнюю челюсть. После реконструкции черепа на него нанесли маркеры толщины мягких тканей на основе данных компьютерной томографии носа и губ 34 малайцев.

Также для моделирования облика исследователи использовали ранее

данные о том, что население Гуар-Кепа представляло собой смесь монголоидной и австраломеланезоидной рас. Останки древней женщины имели большинство характерных признаков обеих рас. С помощью моделирования лица эти черты были нанесены на череп и усилены. По данным исследователей, реконструкция подтвердила предположение о том, что скрещивание популяций в Гуар-Кепа не происходило в течение длительного времени, поскольку расовые характеристики неоднородны.

Ранее ученые провели реконструкцию лица мальчика с фаюмского портрета. Несмотря на то, что портрет мальчика, который закрывал лицо мумии и заменял погребальную маску, был близок к результатам реконструкции, оказалось, что древний художник изобразил ребенка старше, чем он был на самом деле.

Надежда Чекасина