Ученые сопоставили фаюмский портрет и реконструкцию лица мумии мальчика, к которой он был прикреплен. Несмотря на то, что портрет и 3D-реконструкция оказались очень близки, на портрете мальчик выглядит старше, чем был на самом деле. Результаты опубликованы в журнале PLOS One.
Фаюмские портреты – часть погребального ритуала в Египте римского периода, I–III веков нашей эры. Египтяне в это время продолжали мумифицировать умерших, но лицо закрывали доской с портретом, который заменил погребальную маску. Большинство таких портретов найдены недалеко от Фаюмского оазиса (отсюда и название), хотя известны находки и в других некрополях.
Впервые фаюмские портреты были найдены еще в XV веке, но серьезный интерес к ним появился только в конце XIX. Однако их рассматривали не столько как археологический источник, сколько как произведение искусства. Первый ученый, который начал систематические раскопки в поисках портретов в Фаюмском оазисе в 1887 году, Флиндерс Питри (Flinders Petrie), вскоре столкнулся с конкуренцией торговцев произведениями искусства, которые искали портреты в своих целях. Из примерно 1000 известных портретов лишь 10 процентов сохраняются прикрепленными к мумиям, поэтому провести сплошной анализ, сравнив все портреты с реконструкциями по черепу невозможно. Большинство же входят в музейные или частные коллекции как картины (коллекция фаюмских портретов есть и в ГМИИ имени Пушкина в Москве).
Несмотря на то, что на фаюмских портретах лица изображены в очень реалистичной манере, ученые сомневаются, не были ли изображения умерших условными. Другой нерешенный вопрос: когда рисовали эти портреты – после смерти, или их готовили еще при жизни, заранее. В последние годы появилось несколько работ по сравнению портретов с реконструкциями, но они показали очень разные результаты – от полного совпадения до совершенного различия: в одном случае на портрете был изображен молодой человек, а мумия, как выяснилась, принадлежала старику с седой бородой. Кроме того, все исследованные мумии принадлежали взрослым людям. Для исследования Андреас Нерлих (Andreas G. Nerlich) и его коллеги из Университета Флоренции выбрали мумию мальчика, который умер в возрасте 3-4 лет, и провели реконструкцию его внешности.
Специалист, который проводил реконструкцию, не видел портрета, и все данные получал только из рук ученых. Мягкие ткани накладывали с использованием эталонных значений для ребенка европеоидной расы. Лишь когда реконструкция была почти готова, специалисту сообщили о прическе и цвете глаз и волос, цвете кожи (который ученые определили по портрету, используя шкалу Фицпатрика).
Когда в руках ученых оказались два изображения, их проанализировали с точки зрения биометрики. Выяснилось, что расстояние между лбом и глазами и между носом и ртом – точно такие же, как на портрете, но и рот, и нос на портрете изображены уже, чем были на самом деле. Кроме того, портреты показали 10 специалистам из области судебной медицины и попросили оценить степень «схожести» по шкале от 0 до 100 процентов. Результаты лежали в диапазоне от 30 до 90.
Таким образом, ученые установили, что портрет не был условным, изображен на нем именно умерший мальчик, но суженые рот и нос придают портрету более взрослый вид. По мнению исследователей, это, скорее всего, не было случайностью и, возможно, имело какое-то значение для ритуальной практики. Кроме того, считают они, портрет был нарисован уже после смерти ребенка.
В дополнение к реконструкции лица, корпус мумии был подвергнут новым анализам, выяснилось, что хотя почти все органы были изъяты в процессе мумификации, внутри тела сохранились легкие. Удалось установить, что ребенок был болен пневмонией, и, вероятно, именно она послужила причиной его смерти.
Три года назад в Египте был раскопан сад для мертвецов, а, кроме того, ученые выяснили, что техника живописи в Египте претерпела ко времени создания фаюмских портретов серьезные изменения.
Леонид Николаенко
Костяной артефакт возрастом больше 100 тысяч лет нашли во Франции
Археологи повторно исследовали коллекцию находок из стоянки эпохи среднего палеолита, раскопанной во французской пещере Абри-дю-Мара. Ученые обнаружили, что неандертальцы, по-видимому, использовали обломок кости северного оленя в качестве орудия, с помощью которого они снимали шкуры с убитых животных. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, возраст артефакта составляет больше ста тысяч лет.