Палеозоологи из США и Хорватии исследовали больше 41 тысячи костей и зубов животных, найденных на шести древних поселениях северной Далмации. Оказалось, что на протяжении неолита (около 6000–4700 годов до нашей эры) местные жители в основном разводили коз и овец, однако со временем доля крупного рогатого скота и свиней возросла. Причем в раннем и позднем неолите, похоже, мелкий рогатый скот держали ради мяса, а в среднем неолите — ради молока. Примечательно, что на протяжении всего нового каменного века жители Далмации продолжали охотиться на европейских косуль. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary International.
Процесс перехода от присваивающего хозяйства к производящему (неолитизация) представляет собой один из поворотных моментов в истории человечества. Одомашнивание злаковых культур началось не позднее X тысячелетия до нашей эры в нескольких центрах Плодородного Полумесяца, откуда уже этот тип ведения хозяйства распространился на остальной Ближний Восток и в Европу. Вскоре там же люди начали процесс доместикации азиатского муфлона (Ovis gmelini), безоарового козла (Capra aegagrus) и первобытного тура (Bos primigenius) — предков домашних овец (O. aries), коз (C. hircus) и коров (B. taurus).
В Европу сельское хозяйство принесли выходцы из Анатолии, что подтверждают многочисленные палеогенетические исследования. Так, неолитизация Греции началась около 6800 годов до нашей эры, несколько позже — остального Балканского полуострова. На большей части континента этот процесс завершился около пяти тысяч лет назад. Примечательно, что мигранты, по всей видимости, иногда перенимали культуру местных мезолитических охотников-собирателей-рыболовов. На это указывает недавнее исследование материалов с дунайского поселений Лепенски-Вир.
Сара Макклюр (Sarah McClure) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре совместно с коллегами из США и Хорватии исследовала материалы, собранные во время раскопок неолитических поселений (около 6000–4700 годов до нашей эры) на севере Далмации. Хронологически этот период включает три этапа: ранний неолит (около 6000–5500 годов до нашей эры), когда здесь существовала культура импрессо (культура кардиальной керамики); средний неолит (около 5500–4900 годов до нашей эры) — время существования данильской культуры; поздний неолит (около 4900–4000 годов до нашей эры) — время существования хварской культуры. В ходе недавних раскопок шести поселений этих времен археологи обнаружили больше 41 тысячи костей и зубов животных.
Палеозоологи проанализировали эти находки, а также сделали ряд радиоуглеродных датировок, чтобы получить представления о том, как местные жители занимались животноводством и охотой. На самом древнем памятнике — поселении Рашиновац — большая часть определимых остатков принадлежала крупному и мелкому рогатому скоту. Кроме того, в коллекции присутствовали кости по меньшей мере одной собаки (Canis familiaris), свиньи (Sus) и зайца-русака (Lepus europaeus). Находки с поселения Коневрате (около 5900–5500 годов до нашей эры) включали в основном кости овец и коз (83,97 процента) и коров (7,32 процента). Среди диких видов объектами добычи выступали в основном европейские косули (Capreolus capreolus).
Исследование материалов с памятника Покровник показало, что кости домашних животных также доминировали среди находок (более 90 процентов). Причем большинство костей также принадлежало овцам и козам, хотя их доля снизилась с 83,91 процента в раннем неолите до 78,15 процента в среднем неолите. Напротив, доля крупного рогатого скота за это время удвоилась (с 6,18 до 12,87 процента). Косуля же продолжала оставаться важным объектом промысла — в оба периода на этот вид приходится около шести—семи процентов определимых костей.
На поселении Криваче, относящемся к среднему неолиту, также наблюдалась тенденция к увеличению доли крупного рогатого скота в выборке. Наиболее многочисленными здесь продолжали быть овцы и козы (54,17 процента), коровы находились на втором месте (31,41 процента). Кроме того, среди находок оказались кости свиней (3,53 процента) и косуль (4,49 процента). Похожие пропорции наблюдались на другом памятнике среднего неолита — Данило-Битень. На поселении Велиштак эпохи позднего неолита кости мелкого рогатого скота составляли уже меньше половины определимых находок (47,83 процента), крупного — около трети (32,64 процента), при этом значительно увеличилось количество костей домашних и диких свиней (10,51 процента). Кроме того, население Велиштака охотилось на косуль (4,24 процента), благородных оленей (Cervus elaphus — 1,87 процента) и серн (Rupicapra rupicapra).
Исследование костей раннего неолита показало, что большая часть стада овец и коз состояла из животных в возрасте от одного до трех лет. Это соответствует стратегии, направленной в первую очередь на получение мяса. Напротив, останки животных эпохи среднего неолита указывают на то, что треть особей умерла в возрасте до года. Это соответствует модели, когда животных держали преимущественно ради молока. В позднем неолите жители поселения Велиштак вернулись к прежней стратегии и держали овец и коз в основном ради мяса. Исследование костей диких животных (главным образом косуль), что в раннем и среднем неолите люди охотились на дичь разных возрастов, включая детенышей, но, видимо, перестали это делать в финале каменного века.
Недавно на N + 1 рассказывали о том, что палеогенетики смогли уточнить происхождение первых земледельцев Европы. Это удалось сделать благодаря анализу 25 древних геномов, прочитанных с высоким покрытием.
Михаил Подрезов