Изучив статистику за четыре года, американские исследователи пришли к выводу, что легализация марихуаны, как для медицинского, так и рекреационного применения связана с резким снижением числа зарегистрированных случаев употребления синтетических каннабиноидов и отравлений ими. Отчет о работе опубликован в журнале Clinical Toxicology.
После открытия структуры тетрагидроканнабинола (ТГК) — основного психоактивного вещества конопли (Cannabis sativa) — в 1960-х годах разные фармкомпании и академические лаборатории начали синтезировать его аналоги для изучения каннабиноидных рецепторов и возможного клинического применения. В начале 2000-х годов в открытой продаже стали появляться курительные смеси (чаще маркированные как растительные благовония, не предназначенные для употребления людьми), содержащие какой-либо синтетический каннабиноид без указания его в списке ингредиентов. Они быстро набрали популярность как «легальные наркотики» и привлекли внимание служб соответствующего мониторинга. С 2008 года их начали вносить в списки контролируемых веществ в разных странах, в России это произошло в конце 2009 года. Это заставило производителей использовать другие, зачастую более сильные синтетические агонисты каннабиноидных рецепторов, а также самостоятельно вносить небольшие химические изменения в уже известные вещества, чтобы временно избежать законодательного запрета (списки контролируемых каннабиноидов постоянно пополняются). Известно уже несколько сотен подобных веществ почти из 20 различных химических групп.
В отличие от природной конопли, содержащей набор каннабиноидов с разным (по силе и по сути) действием на рецепторы, курительные смеси, как правило, содержат только одно вещество. Причем оно может производить чрезвычайно сильный эффект или действовать также на другие рецепторы, например, глутаматные или серотониновые. Кроме того, в смесях обнаруживали и другие психоактивные вещества (опиоиды, ингибиторы моноаминоксидазы, психоделики, психостимуляторы), а также маскирующие агенты (токоферол, эвгенол, жирные кислоты). В 2018 году в США сотни людей пострадали от примеси крысиного яда — мощного антикоагулянта бродифакума, добавленного, предположительно, чтобы продлить эффекты каннабиноида.
В силу перечисленных факторов курительные смеси на основе синтетических каннабиноидов зачастую вызывают серьезные токсические реакции, такие как рвота, нарушения ориентации, паранойя, психозы, суициды, угнетение центральной нервной системы, судороги, инсульт, рабдомиолиз, острое токсическое поражение почек и сердца. В отличие от натуральной марихуаны они могут вызывать летальный исход. Тем не менее, популярность курительных смесей во всем мире не снижается.
Чтобы узнать, влияет ли на потребление курительных смесей в США легализация марихуаны (в настоящее время ее медицинское использование разрешено в 37 американских штатах и округе Колумбия, рекреационное — в 19 штатах и столице), сотрудники Университета штата Вашингтон, Управления здравоохранения Орегона и Университета медицинских наук Аризоны под руководством Трейси Клайн (Tracy Klein) воспользовались данными Национальной базы данных по отравлениям (NPDS) с 2016 по 2019 год — период, когда во многих штатах стала появляться розничная продажа продуктов конопли совершеннолетним.
Всего за этот период токсикологические службы США зарегистрировали 7600 случаев употребления синтетических каннабиноидов (2633 в 2016, 1918 в 2017, 1932 в 2018 и 1117 в 2019 году). В 64,8 процента из них потребовалась медицинская помощь; зафиксирован 61 летальный исход. 56 процентов произошли в штатах, где марихуана на тот момент была запрещена; 38,5 процента — где разрешена для медицинского использования; 5,5 процента — где разрешена полностью.
На основании имеющихся данных, введя поправки на половозрастной состав, динамику численности населения, влияния внутри отдельных штатов и исторические тренды, исследователи построили многоуровневые статистические модели, демонстрирующие влияние легализации марихуаны на потребление синтетических каннабиноидов.
Выяснилось, что введение в штате законодательного одобрения медицинского применения продуктов конопли было связано со уменьшением числа зарегистрированных случаев употребления курительных смесей на 13 процентов (р = 0,05). Официальное разрешение рекреационного использования было независимо связано со снижением этого показателя на 37 процентов (р < 0,001).
Модель поквартальной динамики употребления синтетических каннабиноидов в штатах, полностью легализовавших марихуану, показала, что при начале розничной продажи продуктов конопли оно снижается на 36 процентов (р = 0,01) по сравнению с уровнем при разрешении только медицинского их применения.
«Смягчение законодательства в отношении марихуаны может иметь такой непредусмотренный полезный эффект как снижение мотивации к употреблению синтетических каннабиноидов и, следовательно, связанного с ними вреда», — заключают авторы работы.
Предыдущие американские исследования показали, что после легализации марихуаны снижается ее популярность среди подростков, а разрешение на медицинское применение каннабиса связано с уменьшением потребления рецептурных опиоидов.
И лучше глиптинов
Хён Чхой (Hyon Choi) из Гарвардской медицинской школы с коллегами из Канады и США провел эмуляцию рандомизированных испытаний и пришел к выводу, что противодиабетические средства из группы ингибиторов SGLT1 (глифлозины) лучше агонистов ГПП-1 и ингибиторов ДПП-4 (глиптинов) предотвращают образование камней в почках у пациентов с предшествующим нефролитиазом, в том числе с сопутствующей подагрой. В анализ вошли 20146 пациентов с сахарным диабетом второго типа и нефролитиазом с подагрой или без нее из канадских популяционных баз данных с января 2014 по июнь 2022 года. Исследователей интересовал уровень возникновения повторного нефролитиаза при приеме перечисленных препаратов. Результаты опубликованы в журнале BMJ.