Светочувствительные метки сделали бумажную книгу интерактивной

Британские исследователи представили интерактивную книгу, которая по внешнему виду и читательскому опыту максимально приближена к обычной бумажной книге. В ее страницы встроены светочувствительные метки, а обложка оснащена электронной начинкой, которая отвечает за связь книги с гаджетом. Это позволяет книге определять открытую страницу и присылать на смартфон дополнительный контент, например, видео. Исследование опубликовано в IEEE Pervasive Computing.

Широкое использование и популярность электронных книг и планшетов обусловлена их удобством, по сравнению с обычными книгами: доступ в Интернет, возможность обмена контентом, удобство хранения большой библиотеки на одном устройстве, персонализация текста. Несмотря на рост числа разработок в области электронных книг, обычная бумага вряд ли выйдет из обихода в обозримом будущем. Например, использование бумаги с раннего возраста влияет на последующий выбор людей между книгами — обычными или электронными. Кроме того, чтение с ЖК-дисплея провоцирует зрительную усталость, правда, дисплеи на электронных чернилах по этому эффекту почти не отличаются от бумаги.

Исследователи пытаются найти методы сосуществования цифровых устройств и бумажных носителей, которые могли бы дополнять друг друга. Одной из первых попыток взаимодействия через бумагу еще в начале 1990-х был Wellner Digital Desk для отображения и управления цифровыми и физическими документами на столе через проектор и камеру. Сейчас есть более развитые технологии, например, оптические маркеры (такие как штрих-коды и QR-коды) для идентификации открытой страницы и запуска действий, связанных с мультимедиа. Однако чаще всего недостатки существующих технологий заключаются в высокой стоимости производства подобных систем и в постоянной необходимости взаимодействия со сторонними гаджетами, что делает невозможным плавный и естественный ход чтения, как при обращении с обычной книгой.

Команда исследователей из Университета Суррея во главе с Георгиосом Барактарисом (Georgios Bairaktaris) несколько лет работает над проектом Next-Generation Paper (NGP), в рамках которого она разрабатывает систему создания и потребления контента для бумажных книг, дополненных цифровым контентом. Исследователи предлагают использовать гибридный подход, при котором бумажный и экранный контент можно читать вместе.

В новой статье авторы описали третью версию системы. Они предложили маркировать страницы книг светочувствительными электронными устройствами, напечатанными на каждом листе. Это позволяет книге идентифицировать открытую страницу только по окружающему свету. Разработчики назвали эти светочувствительные элементы световыми метками. В качестве световых меток для прототипа гибридной книги были взяты органические фотоэлектрические модули (OPV), скрыто встроенные в листы бумаги.

В верху страницы были вырезаны четыре отверстия, чтобы датчик мог уловить свет в помещении, и с помощью сгенерированного уникального кода определить, какой именно модуль, а значит и страница, сейчас открыт. Электронная начинка обложки книги считывает данные от световых меток и передает эту информацию на ближайший гаджет через Bluetooth. Это позволяет открывать на смартфоне или другом гаджете контент, релевантный для открытой страницы, например, видео или карту.

Световые метки протестировали при трех различных условиях освещения: ярком солнечном свете (900–1100 люкс), потолочном освещении в лаборатории (250–450 люкс) и в темноте (менее 10 люкс), во всех случаях они показали эффективность.

Кроме световых меток в бумагу вмонтированы сенсорные кнопки, при нажатии на которые воспроизводился соответствующий контент — аудио, видео, фото или закладка. Исследователи добавили также возможность беспроводной зарядки встроенного в обложку литий-полимерного аккумулятора, чтобы гибрид был как можно больше похож на обычную книгу.

Ранее мы уже писали о том, как компания Adobe показала экспериментальную технологию, которая связывает виртуальные и реальные книги с помощью дополненной реальности. Преподаватель прикреплял комментарий к определенной части страницы в программе, а ученик мог увидеть его, наведя камеру смартфона на страницу бумажной книги.

Надежда Чекасина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Инженеры укрыли электромобиль одеялом

Термопокрывало охладит электромобиль днем и согреет ночью

Китайские инженеры создали терморегулирующий материал и термопокрывало на его основе, которое защищает электромобиль от жары и холода без дополнительных затрат энергии. Термопокрывало состоит из двух частей, одна из которых представляет собой ткань на основе диоксида кремния и нитрида бора, а вторая на основе фольги из алюминиевого сплава. Использование материала в качестве автомобильного чехла позволило в жаркую погоду сохранять температуру в салоне почти на 28 градусов ниже, чем в салоне автомобиля без чехла, а ночью поддерживать температуру батарейного блока электромобиля почти на 7 градусов выше температуры снаружи. Статья опубликована в журнале Device. Поддержание определенной температуры необходимо не только для комфортного самочувствия человека, но и для нормальной работы многих технических устройств. Например, в холодную погоду литий-ионные аккумуляторы теряют емкость, а летом в жару перегреваются, что может привести к сокращению их срока службы или даже возгоранию. Чтобы удерживать температуру в нужном диапазоне, требуется дополнительная энергия на нагрев или охлаждение, и на это может уходить довольно много энергии, особенно если речь идет о больших аккумуляторных батареях — как, например, в электромобилях. Однако существует способ регулировать температуру объекта пассивным образом, не затрачивая для этого дополнительную энергию. По такому пути пошли инженеры под руководством Кэ Хан Цуя (Kehang Cui) из Шанхайского университета транспорта. Они разработали материал, который за счет своих излучательных свойств позволяет регулировать радиационный нагрев и охлаждение, и изготовили из него термопокрывало, которое назвали «термальный плащ Януса». Название в честь двуликого бога из римской мифологии отражает двухстороннее строение материала. Внешняя его сторона играет роль солнцезащитного инфракрасного радиатора, а внутренняя — роль широкополосного инфракрасного отражателя. Внешняя часть материала изготовлена из тонких волокон на основе диоксида кремния, которые покрыты наночастицами нитрида бора с гексагональной кристаллической решеткой. Волокна материала переплетаются вместе и образуют ткань. С обратной стороны к ней прикрепляется внутренний слой, изготовленный из алюминиевого сплава. Внешняя и внутренняя стороны материала обладают различными оптическими свойствами: сторона с тканью имеет высокий коэффициент отражения солнечного света до 96 процентов, а также высокую излучательную способность до 97 процентов в инфракрасном диапазоне, совпадающем с атмосферным инфракрасным окном с длинами волн от 7 до 14 микрометров, в то время как фольга из алюминиевого сплава, расположенная с обратной стороны, обладает высокой отражательной способностью со значением около 93 процентов и не имеет потерь во всем инфракрасном диапазоне (5-16,7 мкм). Это позволяет плащу отражать большую часть падающего солнечного излучения и при этом остывать за счет излучения фотонов в инфракрасном диапазоне. В то же время с внутренней стороны происходит рециркуляция фотонов, излученных объектом — они отражаются от материала. Для оценки эффективности термального плаща исследователи провели испытания с использованием двух электрокаров, припаркованных на открытом воздухе в типичных погодных условиях в Шанхае. Один из автомобилей был укрыт термочехлом. В то время как температура салона незакрытого автомобиля достигала 51 градуса Цельсия в полдень, температура салона автомобиля, укрытого чехлом, была на 27,7 градуса ниже. И на 7,8 градуса ниже значения температуры на улице. Температура батарейного блока автомобиля без чехла соответствовала температуре окружающей среды, в то время как температура батареи электромобиля, укрытого материалом, была на 8 градусов ниже дневной температуры. В зимнюю ночь, когда уличная температура опускалась ниже нулевой отметки, термочехол помогал удерживать температуру батарейного блока на 6,8 градуса Цельсия выше, чем снаружи. Инженеры отмечают, что материал термопокрывала разработан таким, чтобы его можно было масштабировать в производстве. Для этого им пришлось пойти на некоторые компромиссы. Например, использование более тонких волокон кремния повысило бы солнечную отражательную способность, но они были бы менее прочными и не могли бы быть изготовлены с использованием промышленных технологий, уже существующих на рынке. Кроме того, используемые материалы, включая алюминий, кремний и нитрид бора, являются недорогими, что делает плащ легким, прочным и огнестойким. Он может использоваться не только для изготовления автомобильных чехлов, но и, например, в качестве материала для покрытия зданий и даже космических аппаратов. Ткани на основе материалов с разными излучательными свойствами могут использоваться и для создания одежды. Например, недавно мы рассказывали о бельгийских физиках, которые спроектировали ткань, одежда из которой может быть теплой или очень легкой в зависимости от того, какой стороной она надета. Это достигается за счет разницы между излучательными свойствами двух сторон ткани.