Светочувствительные метки сделали бумажную книгу интерактивной

Bairaktaris et al. / IEEE Pervasive Computing, 2022

Британские исследователи представили интерактивную книгу, которая по внешнему виду и читательскому опыту максимально приближена к обычной бумажной книге. В ее страницы встроены светочувствительные метки, а обложка оснащена электронной начинкой, которая отвечает за связь книги с гаджетом. Это позволяет книге определять открытую страницу и присылать на смартфон дополнительный контент, например, видео. Исследование опубликовано в IEEE Pervasive Computing.

Широкое использование и популярность электронных книг и планшетов обусловлена их удобством, по сравнению с обычными книгами: доступ в Интернет, возможность обмена контентом, удобство хранения большой библиотеки на одном устройстве, персонализация текста. Несмотря на рост числа разработок в области электронных книг, обычная бумага вряд ли выйдет из обихода в обозримом будущем. Например, использование бумаги с раннего возраста влияет на последующий выбор людей между книгами — обычными или электронными. Кроме того, чтение с ЖК-дисплея провоцирует зрительную усталость, правда, дисплеи на электронных чернилах по этому эффекту почти не отличаются от бумаги.

Исследователи пытаются найти методы сосуществования цифровых устройств и бумажных носителей, которые могли бы дополнять друг друга. Одной из первых попыток взаимодействия через бумагу еще в начале 1990-х был Wellner Digital Desk для отображения и управления цифровыми и физическими документами на столе через проектор и камеру. Сейчас есть более развитые технологии, например, оптические маркеры (такие как штрих-коды и QR-коды) для идентификации открытой страницы и запуска действий, связанных с мультимедиа. Однако чаще всего недостатки существующих технологий заключаются в высокой стоимости производства подобных систем и в постоянной необходимости взаимодействия со сторонними гаджетами, что делает невозможным плавный и естественный ход чтения, как при обращении с обычной книгой.

Команда исследователей из Университета Суррея во главе с Георгиосом Барактарисом (Georgios Bairaktaris) несколько лет работает над проектом Next-Generation Paper (NGP), в рамках которого она разрабатывает систему создания и потребления контента для бумажных книг, дополненных цифровым контентом. Исследователи предлагают использовать гибридный подход, при котором бумажный и экранный контент можно читать вместе.

В новой статье авторы описали третью версию системы. Они предложили маркировать страницы книг светочувствительными электронными устройствами, напечатанными на каждом листе. Это позволяет книге идентифицировать открытую страницу только по окружающему свету. Разработчики назвали эти светочувствительные элементы световыми метками. В качестве световых меток для прототипа гибридной книги были взяты органические фотоэлектрические модули (OPV), скрыто встроенные в листы бумаги.

В верху страницы были вырезаны четыре отверстия, чтобы датчик мог уловить свет в помещении, и с помощью сгенерированного уникального кода определить, какой именно модуль, а значит и страница, сейчас открыт. Электронная начинка обложки книги считывает данные от световых меток и передает эту информацию на ближайший гаджет через Bluetooth. Это позволяет открывать на смартфоне или другом гаджете контент, релевантный для открытой страницы, например, видео или карту.

Световые метки протестировали при трех различных условиях освещения: ярком солнечном свете (900–1100 люкс), потолочном освещении в лаборатории (250–450 люкс) и в темноте (менее 10 люкс), во всех случаях они показали эффективность.

Кроме световых меток в бумагу вмонтированы сенсорные кнопки, при нажатии на которые воспроизводился соответствующий контент — аудио, видео, фото или закладка. Исследователи добавили также возможность беспроводной зарядки встроенного в обложку литий-полимерного аккумулятора, чтобы гибрид был как можно больше похож на обычную книгу.

Ранее мы уже писали о том, как компания Adobe показала экспериментальную технологию, которая связывает виртуальные и реальные книги с помощью дополненной реальности. Преподаватель прикреплял комментарий к определенной части страницы в программе, а ученик мог увидеть его, наведя камеру смартфона на страницу бумажной книги.

Надежда Чекасина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.