На исландском полуострове Рейкьянес возобновилось извержение

На исландском полуострове Рейкьянес 3 августа в 16:18 по московскому времени началось извержение. Об этом сообщил Исландский метеорологический центр. Лава начала изливаться из новой трещины в долине Мерадалир, которая соседствует с местом извержения Фаградальсфьядль в 2021 году. Раскрытию трещины предшествовал рой землетрясений с пятью толчками магнитудой больше четырех.

Остров Исландия лежит в Атлантическом океане на стыке расходящихся Северо-Американской и Евразийской литосферных плит. Своей вулканической активностью он обязан мантийному плюму, которые подпитывает 30 вулканических систем острова. Раз в 4-5 лет в Исландии извергается вулкан, но в юго-западной части страны на полуострове Рейкьянес лава изливается реже, в среднем с интервалом в 800-1000 лет. Каждый вулканический эпизод здесь может длиться от нескольких десятков до трех сотен лет.

Текущий цикл активности на Рейкьянесе начался в 2020 году, когда территория испытала несколько циклов вздутия и опускания, которые сопровождались роем землетрясений. Геологи объяснили деформации внедрением магматического флюида в водоносные горизонты. В феврале 2021 года новый интенсивный рой землетрясений указал на рост магматической дайки, движение магмы по трещине (подробнее об этом можно прочитать материале «Скандинавские тряски»). 19 марта 2021 года после многовекового затишья на полуострове Рейкьянес начала изливаться лава. В течение полугода трещина изливала расплав с пиковыми значениями 11 метров в секунду. Трещина раскрылась на удалении от населенных пунктов, поэтому никаких повреждений инфраструктуры не было. В конце сентября лава перестала пробиваться на поверхность, но дегазация в долине Гелдингадалир сохранялась еще несколько месяцев.

Новый всплеск сейсмической активности в регионе начался 30 июля 2022 года. На юго-запад острова обрушился рой землетрясений, магнитуда пяти толчков превысила четыре. Исследователи из Исландского метеорологического центра опубликовали результаты наблюдений: новая порция магмы подобралась очень близко к поверхности и лежит на глубине около одного километра. Скорость притока магмы почти в два раза больше, чем наблюдалось во время развития дайки в феврале-марте 2021 года. Вероятность извержения обозначили как высокую.

3 августа в 13:18 по местному времени (16:18 по московскому времени) открылась трещина в долине Мерадалир. Она лежит к востоку от долины Гелдингадалир, где в 2021 году в течение шести месяцев извергался Фаградальсфьядль. Скорость излияния лавы составляет 20 метров в секунду, однако пока опасности для жителей и инфраструктуры извержение не представляет. Потребуется несколько недель (или месяцев) прежде чем лава заполнит долину.

Для вулканологов 2021 год запомнился не только извержением в Исландии, но и активизацией на канарском острове Пальма. Лава этого извержения оказалась крайне текучей и в отличие от исландской трещины канарские потоки нанесли большой ущерб городам и привели к эвакуации тысячи людей.

Елена Гарова