Зависимость между облегчением боли и активностью в выборе музыке удалось показать в естественных условиях — раньше эту статистическую связь проверяли только в лабораторных экспериментах. Авторы статьи, опубликованной в PLoS One, провели эксперимент с участием 286 взрослых людей, которые оценили, как меняется интенсивность и степень неприятности боли после прослушивания специально написанного для этого исследования музыкального произведения. Оказалось, что выбор музыки влияет только на уменьшение интенсивности боли, но не связан с уменьшением неприятности (субъективно люди способны оценивать две этих характеристики боли независимо).
Известно, что прослушивание музыки облегчает боль, и в том числе меняет реакцию спинного мозга и выше лежащих структур на нее. Причем такой обезболивающий эффект разные люди испытывают от прослушивания отличных по жанру, темпу, громкости, продолжительности и используемому оборудованию музыкальных произведений. То есть нет какого-то конкретного признака музыкальной композиции, который был бы статистически значимо связан с облегчением боли.
С другой стороны, если не подобные характеристики музыки, то значение может иметь то, как человек слушает музыку. Например, люди, которые считали, что самостоятельно выбрали музыку, испытывали менее выраженную боль, чем те, кто не имел такой возможности. Но данные для обнаруживших это исследований, как правило, получены в лабораторных условиях, а Клер Ховлин (Claire Howlin) из Лондонского университета королевы Марии и ее коллеги повторили эти результаты в естественных условиях.
Музыку для исследования сочинил композитор Anatole. И он написал знакомую и приятную многим структуру музыкального ряда, которая часто используется в классической музыке: в созданном им треке нарастающее напряжение сменялось сильным чувством облегчения, расслабления в последней части. Также, чтобы сделать музыку более доступной для широкой публики, трек был довольно коротким (3 минуты 24 секунды).
Композитор написал две версии трека, условно авторы разделяют их на трек большей и меньшей сложности. Последний исполнен при участии струнных инструментов, фортепиано, баса и с постоянным темпом 80 ударов в минуту. А вот в исполнении более сложной версии также были задействованы ударные, искажение некоторых звуков, неинструментальные звуки и увеличение темпа с 80 ударов в минуту до 120. Две версии трека нужны были, чтобы проверить второе предположение авторов о том, что обезболивающее действие музыки связано с вовлеченностью в прослушивание музыкальной композиции: мы увлекаемся и забываем про боль. А как показывают исследования такое усложнение музыки позволяет в большей степени привлекать и удерживать внимание слушателей.
Весь эксперимент авторы провели онлайн, и в нем приняли участие 286 взрослых людей, которые в среднем на протяжении от одного дня до одной недели испытывали боль в спине, шее, суставах, головную боль или боль при менструации. В ходе эксперимента каждый участник прослушал четыре музыкальных отрывка по две секунды и рассказал, какой фрагмент, по его мнению, больше всего подходит для успокоения его болей. При этом часть участников могла выбирать, какой фрагмент за каким слушать, а другая часть не выбирали (никто из них не знал, что на самом деле все четыре фрагмента являются одним и тем же произведением). И точно также часть участников слушала более сложное произведение, а часть — менее сложное. Таким образом, участники составили четыре группы: одни выбирали и слушали сложное произведение, другие — не выбирали и слушали сложный трек, третьи — выбирали и слушали отрывки из менее сложного трека, четвертые — не выбирали и слушали менее сложный трек. До прослушивания музыки и после участники заполнили опросники, которые помогли определить интенсивность испытываемой ими боли (0 — нет боли, 39 — умеренная боль, 100 — самая сильная боль, какую только можно вообразить) и степень ее неприятности (0 — неприятная, 100 — чрезвычайно неприятная).
В итоге авторы выяснили, что, как и ожидалось в соответствии с предыдущими исследованиями, после прослушивания музыки у всех участников отмечалось значительное снижение интенсивности боли (p < 0,001) и значительное уменьшение степени ее неприятности (p < 0,001). Но при этом авторы показали, что воспринимаемая возможность выбора музыки была связана с облегчением интенсивности боли, но не степени ее неприятности. Как предполагают авторы, когда люди участвуют в выборе музыки, они более активно вовлекаются в ее прослушивание, и, вероятно, тем самым меньше осознают телесные переживания и, соответственно, ощущают боль как менее интенсивную. Сложность музыки никак не влияла на оба измеряемых параметра боли.
Также музыку как способ облегчения боли используют не только в повседневной жизни, но и при сложных медицинских манипуляциях, например, при хирургических операциях. И как оказывается, ее прослушивание под наркозом (во время проведения операций) связано со снижением боли в послеоперационный период и с уменьшением приема анальгезирующих препаратов.
Екатерина Рощина
Однако модель пока не проверили в клинической практике
Канадские ученые разработали статистическую модель, которая способна предсказывать развитие раннего неонатального сепсиса. Обнаружение сигнатур экспрессии генов HSPH1, BORA, NCAPG2 и PRIM1 при рождении предсказало развитие сепсиса с чувствительностью и специфичностью 83 процента, говорится в исследовании, опубликованом в журнале eBioMedicine.