Зоологи выяснили, что самки тюленей Уэдделла с молоком передают потомству большие объемы железа. Это помогает детенышам дольше задерживать дыхание и лучше нырять, что повышает их шансы научиться самостоятельно добывать пищу. Однако сами тюленихи в результате сталкиваются с нехваткой железа, которая приводит к сокращению концентрации гемоглобина и миоглобина и ограничивает их способность нырять. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Nature Communications.
Самки млекопитающих в период лактации должны выдерживать баланс между производством молока для детенышей и нуждами собственного организма. Специалисты подробно изучили, как происходит распределение калорий между кормящей матерью и ее потомством. Однако вместе с молоком молодые млекопитающие также получают гормоны, микроэлементы и другие биологически активные вещества. О том, как происходит их транспорт от самки к детенышам, известно намного меньше.
Команда зоологов под руководством Мишель Шеро (Michelle R. Shero) из Океанографического института Вудс-Хол решила разобраться в этом вопросе на примере морских млекопитающих. Чтобы погружаться под воду за пищей, эти животные запасают в организме в 2-2,5 раза больше кислорода, чем наземные млекопитающие. Неудивительно, что в их крови повышена концентрация гемоглобина, а в мышцах — миоглобина. Однако для производства этих белков нужно много железа. Взрослые особи получают его с пищей, а детеныши — с материнским молоком.
Шеро и ее коллеги предположили, что во время лактации самкам морских млекопитающих приходится идти на компромисс между собственными потребностями в железе и нуждами детенышей. Для проверки данной гипотезы исследователи сосредоточили внимание на тюленях Уэдделла (Leptonychotes weddellii), которые обитают у побережья Антарктиды. Данный вид выбрали по двум причинам. Во-первых, тюлени Уэдделла — отличные ныряльщики: в среднем они проводят под водой около двадцати минут, а в исключительных случаях могут погружаться на срок до 96 минут. Таким образом, они нуждаются в большом количестве железа. Во-вторых, самки этих ластоногих кормят детенышей молоком на протяжении шести-семи недель, что необычно долго для настоящих тюленей.
Южнополушарным летом 2010-2017 годов исследователи отлавливали взрослых самок тюленей Уэдделла в заливе Эребус и у побережья Земли Виктории, взвешивали их, брали у них образцы крови и молока и снабжали передатчиками. Отлов производился через семь и тридцать пять дней после родов (то есть в начале и в конце лактации соответственно), а также через девяносто пять дней после родов, в конце лета (к этому времени тюленята уже были отлучены от груди). В выборку также включили самок, пропускавших сезон размножения.
Оказалось, что в крови кормящих самок повышена концентрация циркулирующего ферритина. А к концу периода лактации в сыворотке их крови повышается концентрация железа, что приводит к росту общей железосвязывающей способности крови и коэффициента насыщения трансферрина железом. Это свидетельствует о мобилизации железа из печени. При этом после отлучения детенышей от груди значения обоих этих показателей снижаются. Для сравнения, у самок, пропустивших сезон размножения, концентрация железа в крови остается относительно низкой в течение всего южнополушарного лета. Исследователи также установили, что чем выше концентрация железа в сыворотке крови кормящей самки и чем выше у нее коэффициент насыщения трансферрина железом, тем больше железа будет в ее молоке. При этом концентрация железа в молоке тюленей Уэдделла оказалась одной из самых высоких среди всех млекопитающих — 112,4 миллиграмма на килограмм сырой массы.
Полученные результаты свидетельствуют, что самки тюленей Уэдделла с молоком передают детенышам большие количества железа (по расчетам авторов, 309–614 миллиграммов в сутки). В результате тюленихам начинает не хватать железа на производство гемоглобина и миоглобина. Авторы установили, что концентрация красных кровяных телец в крови кормящих тюлених снижается через неделю после родов, затем немного восстанавливается, однако после отлучения детеныша от груди вновь падает. К концу лета у рожавших самок также снижается концентрация гемоглобина в крови и в эритроцитах, концентрация миоглобина в широчайшей мышце спины и общий объем крови. В совокупности это приводит к значительному сокращению запасов железа в крови и мышцах.
Для сравнения, у самок, которые пропустили сезон размножения, объем крови и концентрация гемоглобина в крови и эритроцитах остаются по большей части неизменными на протяжении всего лета (и выше, чем у кормящих тюлених). Это позволяет им сохранить запасы железа в организме. Интересно, что у кормящих тюлених, которые продемонстрировали более высокие уровни гемоглобина и миоглобина в конце лактации, концентрации этих веществ сильнее снижаются после отъема детенышей от груди. Вероятно, это связано с тем, что они могут позволить себе передавать потомству больше железа.
Из-за падения объема крови и концентрации гемоглобина и миоглобина общие запасы кислорода в крови и мышцах кормящих самок заметно снижаются к концу лета. Это ограничивает их способность нырять. Как показали данные с датчиков, закрепленных на тюленихах, продолжительность погружений самок после родов уменьшается, а их погружения в конце лета являются самыми короткими в году. В то же время самки, пропустившие размножение, погружаются на более долгий срок (p<0,001). Кроме того, летом они совершают самые продолжительные погружения. Впрочем, следует отметить, что кормящие самки тюленей Уэдделла вряд ли сильно страдают от временного ограничения способности нырять. Дело в том, что в конце лета у берегов Антарктиды бурно размножается планктон. В результате добыча тюленей Уэдделла концентрируется у поверхности воды, так что добыть ее можно без глубоких и долгих погружений.
Результаты исследования демонстрируют, что самки тюленей Уэделла не только расходуют энергию на производство молока, но и жертвуют железом собственного организма и, как следствие, способностью нырять ради потомства. Как отмечают Шеро и ее соавторы, железо, полученное с материнским молоком, помогает тюленятам задерживать дыхание и нырять за пищей в начале самостоятельной жизни. Это заметно повышает их шансы на выживание.
Многие животные, не относящиеся к млекопитающим, придумали собственные способы выкармливать потомство. Например, голодных детенышей можно накормить икрой, слизью, кожей и даже собственной плотью. Подробнее об этом вы можете узнать из нашего материала «Немолоко».
Сергей Коленов
Ранее этих приматов не заставали за охотой на домашних животных
Зоологи из Бразилии описали случай охоты полудиких капуцинов из природного парка внутри города на домашнюю курицу. Приматы поймали и съели птицу, разделив ее на троих, а затем бросили тушу и ушли со своей группой. Хотя капуцины часто охотятся на диких животных, о нападениях на домашних ранее не сообщалось. Статья опубликована в журнале Primates.