Маленькие японцы и американцы помогли выявить культурные различия в зефирном тесте

giphy.com

Исследователи из США и Японии выявили, что культура может повлиять на время ожидания детьми награды в модифицированном зефирном тесте, часть детей получала подарок, а часть — лакомство. Оказалось, что американские дети готовы ждать подарка дольше, чем еды, в то время как маленькие японцы — наоборот. Описание экспериментов с 58 американскими и 80 японскими детьми в возрасте 4-5 лет опубликовано в Psychological Science.

Способность к самоконтролю у детей часто проверяют с помощью зефирного теста — проверки на выдержку ребенка. Изначальный эксперимент был проведен в 1960-1970 годах: исследователи предлагали детям на выбор съесть зефир/конфету/печенье в тот же момент или подождать около 15 минут (в это время исследователь выходил из комнаты) и получить вдвое больше. Считается, что такое задание отражает способность к отложенному вознаграждению (delayed gratification), которое связано с саморегуляцией — способностью контролировать свои эмоции, поведение и внимание.

Результаты прохождения зефирного теста детьми связаны с их способностями в будущем: баллами SAT, академической успеваемостью и даже индексом массы тела. Однако ученые также говорят о влиянии внешних факторов на результаты теста и силу связи с будущими успехами. Например, ранее исследования показали, что на эти параметры могут влиять бедность или воспитание, а также условия проведения эксперимента: так, дети склонны дольше откладывать удовольствие, если от них зависит кто-то еще. Помимо этого, американские ученые показали, что образование матери влияет на уровень предсказания тестом академической успеваемости детей в будущем. Все это порождает вопросы относительно надежности теста.

Теперь команда американских и японских психологов под руководством Каичи Янао (Kaichi Yanao) решила проверить, насколько культурные привычки могут способствовать отложению вознаграждения в знакомом контексте. В исследовании приняли участие 58 детей из США и 80 детей из Японии в возрасте 4-5 лет, которые были случайно распределены либо в группу со съедобной наградой (зефир), либо в группу с несъедобной наградой (коробочка с подарком).

В обеих группах экспериментатор предлагал родителям перейти в отдельную комнату и заполнить опросник о пищевых привычках их детей. Сами дети находились в экспериментальной комнате и раскрашивали картинки в первые 8 минут, после чего начиналась основная часть эксперимента. Экспериментатор ставил перед ребенком тарелку с зефиром или коробочку с подарком и говорил ребенку, что у него есть выбор: получить зефир/подарок сейчас или подождать и получить в два раза больше. После этого, исследователь выходил из комнаты и наблюдал за ребенком в течение 15 минут, параллельно с этим велась видеозапись. Помимо самого теста, авторы просили детей пройти опросник на оценку поведения и следования социальным нормам, оценку фокусировки внимания и тормозного контроля, а также того, насколько им нравятся награды (зефир/открывание подарка).

Для анализа видеозаписей исследователи использовали метод двойного кодирования, в котором два эксперта оценивали время между выходом экспериментатора из комнаты и окончанием теста. Окончанием считались следующие исходы: ребенок говорил, что хочет одну награду, ребенок попробовал или съел зефир/открыл коробку, ребенок или родитель начали беспокоиться или ребенок продержался 15 минут.

Результаты теста показали существенные различия в выдержке американских и японских детей (p = 0,002). Американские дети готовы были дольше ждать, чтобы открыть подарок (медиана 14,54 минут), чем чтобы съесть зефир (медиана 3,66 минут). А вот японские дети, наоборот, смогли дольше сопротивляться желанию съесть угощение (медиана 15 минут), чем желанию открыть подарок (медиана 4,62).


Согласно результатам опросника, в котором родители отвечали на вопросы о своих детях, японские дети с большей готовностью ждали, пока стол не будет накрыт и взрослые разрешат приступить к еде. Кроме того, в обеих культурах дети, которые были более чувствительны к социальным нормам, смогли ждать награды более продолжительное время (p = 0,007), так же как и дети с более высоким уровнем тормозного контроля (p = 0,004). Американские дети оценили то, насколько им нравится открывать подарки и есть зефир, выше, чем японские дети (p < 0,001). При этом детям из США больше нравится открывать подарки, чем есть зефир (p = 0,027), а вот среди предпочтений детей из Японии исследователи различий не обнаружили.

Таким образом, авторы показали, что японские дети в три раза дольше способны сопротивляться желанию съесть зефир, чем американские, что подтверждает существование культурных различий при прохождении зефирного теста и говорит о том, что пищевые привычки влияют на результат прохождения детьми теста на отложенное вознаграждение, когда он проводится с едой.

О других знаменитых экспериментах читайте в нашем материале «Попробуй повтори».

Анастасия Ляшенко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.