В миссию NASA по доставке грунта с Марса добавили два вертолета и убрали ровер

NASA пересмотрело конфигурацию миссии по первой доставке образцов марсианских пород на Землю (MSR). Агентство отказалось от ровера-доставщика пробирок с образцами к взлетной ракете MAV — перевозкой образцов займутся марсоход «Персеверанс», а также два вертолета-дрона, которые отправятся на Марс вместе с посадочным модулем с ракетой, сообщается на сайте NASA.

Совместная программа NASA и Европейского космического агентства по доставке образцов марсианских пород на Землю для их всестороннего исследования в лабораторных условиях MSR (Mars Sample Return Mission) уже идет. Работающий сейчас на планете ровер «Персеверанс» уже собирает керны в кратере Езеро в герметичные пробирки, которым и предстоит отправиться на Землю.

Однако вторая часть проекта — собственно доставка образцов на нашу планету — пока находится в стадии проработки. В прежнем варианте миссии предполагалось, что пробирки заберет у «Персеверанса» небольшой дополнительный ровер. Затем предполагалось, что ровер перегрузит образцы на борт взлетной ракеты MAV (Mars Ascent Vehicle), которая доставит груз на околомарсианскую орбиту. На орбите их должен был забрать европейский аппарат ERO (Earth Return Orbiter), которому уже предстояло доставить их на Землю.

Изначально планировалось, что посадочный аппарат — для ровера и MAV, а также орбитер ERO — будут запущены в космос в 2026 году, а возвращение около 30 образцов на Землю произойдет в 2031 году. Однако весной 2022 года сроки программы сдвинулись — запуск ERO сместился на 2027 год, посадочных модулей — на 2028 год, а возвращение образцов марсианских пород на Землю сдвинулось на срок после 2033 года. Кроме того, было решено провести доставку марсохода-сборщика пробирок и MAV на Марс не в один, а в два этапа.

Однако 27 июля 2022 года NASA сообщило о пересмотре cтруктуры MSR. Было принято решение отказаться от ровера-сборщика пробирок и связанного с ним второго посадочного модуля, процедурой перегрузки образцов теперь будет заниматься сам «Персеверанс». Если он по каким-либо причинам выйдет из строя, то перегрузкой образцов займутся два беспилотных вертолета, аналогичных «Индженьюити», которые отправятся к Марсу вместе с MAV. Однако даты запусков остались прежними.

Подробнее про доставку на Землю марсианского грунта можно узнать из нашего материала «Марс, туда и обратно».

«Персеверанс» разглядел обломок лопасти «Индженьюити»