NASA пересмотрело конфигурацию миссии по первой доставке образцов марсианских пород на Землю (MSR). Агентство отказалось от ровера-доставщика пробирок с образцами к взлетной ракете MAV — перевозкой образцов займутся марсоход «Персеверанс», а также два вертолета-дрона, которые отправятся на Марс вместе с посадочным модулем с ракетой, сообщается на сайте NASA.
Совместная программа NASA и Европейского космического агентства по доставке образцов марсианских пород на Землю для их всестороннего исследования в лабораторных условиях MSR (Mars Sample Return Mission) уже идет. Работающий сейчас на планете ровер «Персеверанс» уже собирает керны в кратере Езеро в герметичные пробирки, которым и предстоит отправиться на Землю.
Однако вторая часть проекта — собственно доставка образцов на нашу планету — пока находится в стадии проработки. В прежнем варианте миссии предполагалось, что пробирки заберет у «Персеверанса» небольшой дополнительный ровер. Затем предполагалось, что ровер перегрузит образцы на борт взлетной ракеты MAV (Mars Ascent Vehicle), которая доставит груз на околомарсианскую орбиту. На орбите их должен был забрать европейский аппарат ERO (Earth Return Orbiter), которому уже предстояло доставить их на Землю.
Изначально планировалось, что посадочный аппарат — для ровера и MAV, а также орбитер ERO — будут запущены в космос в 2026 году, а возвращение около 30 образцов на Землю произойдет в 2031 году. Однако весной 2022 года сроки программы сдвинулись — запуск ERO сместился на 2027 год, посадочных модулей — на 2028 год, а возвращение образцов марсианских пород на Землю сдвинулось на срок после 2033 года. Кроме того, было решено провести доставку марсохода-сборщика пробирок и MAV на Марс не в один, а в два этапа.
Однако 27 июля 2022 года NASA сообщило о пересмотре cтруктуры MSR. Было принято решение отказаться от ровера-сборщика пробирок и связанного с ним второго посадочного модуля, процедурой перегрузки образцов теперь будет заниматься сам «Персеверанс». Если он по каким-либо причинам выйдет из строя, то перегрузкой образцов займутся два беспилотных вертолета, аналогичных «Индженьюити», которые отправятся к Марсу вместе с MAV. Однако даты запусков остались прежними.
Подробнее про доставку на Землю марсианского грунта можно узнать из нашего материала «Марс, туда и обратно».
Александр Войтюк
Им не понадобится дополнительная тепловая защита
Компания SpaceX показала собранный первый серийный (с индексом SN1) ракетный двигатель Raptor третьего поколения. Благодаря 3D-печати металлом инженерам удалось спрятать внутрь корпуса большую часть конструктивных элементов (трубопроводы, провода, датчики), которые раньше находились снаружи. По словам Илона Маска, такой подход позволит задействовать для защиты этих деталей от высоких температур систему регенеративного охлаждения за счет циркуляции в каналах внутри корпуса криогенного топлива, благодаря чему удастся отказаться от защитных тепловых кожухов. Помимо упрощения конструкции это также приведет к снижению массы ракеты. Сам двигатель также стал легче: его масса теперь составляет 1525 килограмм, а полная, с дополнительным навесным оборудованием — 1720 килограмм (у Raptor 2 это 1630 и 2875 килограмм соответственно). Тяга R3 составляет 280 тонн-сил (против 230 у R2), а в будущем ее планируют довести до значения в 300 тонн-сил. Удельный импульс двигателя на уровне моря почти не изменился и равен 350 секундам. Оптимизированная для работы в вакууме версия двигателя с удельным импульсом 380 секунд, как ожидается, появится в течение следующих нескольких лет.