ВОЗ постановила признать вспышку обезьяньей оспы чрезвычайной ситуацией международного значения. Об этом эксперты организации договорились на очередном совещании чрезвычайного комитета. О результатах совещания и мерах, которые организация предлагает предпринимать, можно прочесть в отчете комитета.
Первые случаи, относящиеся к новой вспышке оспы обезьян вне Африки, зарегистрировали в Европе в начале мая. За два с половиной месяца число заболевших превысило пятнадцать тысяч, а инфекцию заметили почти на всех континентах. Мы рассказывали об этом в тексте «Мартышкин труд?».
По мере того, как врачи регистрировали все больше случаев, ВОЗ задумалась о том, чтобы признать эту вспышку международной угрозой. Кроме того, группа эпидемиологов из разных стран потребовала переименовать разновидности оспы. Сейчас их знают как западноафриканскую и центральноафриканскую (она же клада бассейна Конго) ветви. Вторая считается более суровой, но на другие континенты на этот раз попала первая. Африканские исследователи считают эти названия стигматизирующими и требуют их заменить. Да и само название болезни, строго говоря, не вполне соответствует действительности — этим вирусом болеют не только обезьяны, и неизвестно, от каких именно животных люди чаще его подхватывают.
23 июня ВОЗ собрала чрезвычайный комитет, чтобы обсудить ситуацию с оспой обезьян, — но он не стал присваивать вспышке новый статус. 21 июля комитет встретился вновь. На этот раз голоса разделились почти поровну, и генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебреисус принял решение «разбить ничью» и все-таки объявить вспышку чрезвычайной ситуацией. Но новых названий для разновидностей оспы эксперты пока не предложили.
Чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение (Public Health Emergency of International Concern), — это максимальная степень «опасности», которую ВОЗ может присвоить вспышке инфекции. Сам же термин «пандемия» ВОЗ использует редко и неохотно, поскольку точного определения, по словам экспертов организации, у него нет. Но даже чрезвычайную ситуацию международного значения ВОЗ объявляет нечасто. За последние 15 лет это произошло всего 6 раз: с гриппом 2009 года, лихорадкой Эбола, полиомиелитом, вирусом Зика и с COVID-19. Причем ковид организация признала пандемией спустя целых полтора месяца после объявления чрезвычайной ситуации.
Хотя присвоение нового статуса вспышке — это чисто формальная процедура, она часто подталкивает государства принять более серьезные меры для сдерживания инфекции. Кроме того, этот статус позволяет ВОЗ выпускать рекомендации для всех стран-участниц и требовать их исполнения. В этот раз, например, ВОЗ рекомендует странам, в которых уже замечены случаи обезьяньей оспы, сделать упор на то, чтобы предотвратить распространение вируса между людьми (то есть изолировать заболевших и отслеживать их контакты), а также защитить от него уязвимые группы населения. А вот ограничивать сообщение между странами организация пока не советует.
Генетики до сих пор спорят о том, сколько у этой новой вспышки корней. Одни считают, что все случаи произошли из одного источника (один человек вывез инфекцию из Африки, или же несколько человек заразились там от одного человека или животного). Другие же подозревают, что в мире может быть несколько одновременных вспышек.
Полина Лосева