Крупный и мелкий рогатый скот оказался в Ганьсу и Цинхай лишь около 4000 лет назад

Ученые из Китая и США провели палеозоологический и радиоуглеродный анализы останков домашних животных, найденных во время раскопок двух древних поселений на территории Китая. Результаты исследования показали, что мелкий и крупный рогатый скот оказались на территории современных провинций Ганьсу и Цинхай приблизительно четыре тысяч лет назад. Это значительно позже, нежели считалось ранее. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science.

Овцы, козы и коровы оказались одними из древнейших животных, которых одомашнил человек. Палеозоологические данные указывают на то, что процесс доместикации этих животных начался в обширном регионе, простирающемся от Восточной Анатолии и Северной Африки до Ирана и Ирака, где люди начали отлавливать и выращивать диких парнокопытных млекопитающих — азиатского муфлона (Ovis gmelini), безоарового козла (Capra aegagrus) и первобытных быков (Bos primigenius). Например, одни из древнейших свидетельств разведения коз и овец, относящиеся к концу IX — началу X тысячелетия до нашей эры находятся в Загросе и Центральной Анатолии. Уже в VII тысячелетии до нашей эры вместе с мигрировавшим неолитическим населением культура разведения этих животных, видимо, начала проникать на территорию Европы.

Во второй половине IV тысячелетия до нашей эры скотоводческий тип ведения хозяйства добрался до Внутренней Азии, что связано с миграцией на восток носителей афанасьевской археологической культуры. Афанасьевцы принесли культуру разведения домашнего скота не только на Алтай, в Минусинскую котловину, но и в Северо-Восточный Казахстан, Синьцзян и Монголию. Но в сторону Восточной Азии культура разведения мелкого рогатого скота продвигалась не только через Евразийскую степь, но и по более южному маршруту. Например, на юго-востоке Центральной Азии овцы и козы оказались около 8000 лет назад, откуда, возможно, уже попали в Таримский бассейн (подробно узнать о древней цивилизации этого региона, от которой сохранились таримские мумии, можно в нашем материале «Культура фаллосов и вульв»). Древнейшие свидетельства разведения крупного и мелкого рогатого скота в Северо-Восточном Китае относятся ко второй половине IV тысячелетия до нашей эры.

Гуанхуэй Дун (Guanghui Dong) из Университета Ланьчжоу совместно с коллегами из Китая и США решил выяснить, когда впервые появился крупный и мелкий рогатый скот на территории современных провинций Ганьсу и Цинхай. Дело в том, что эти регионы находятся у так называемого Ганьсуского коридора (Хэси), соединяющего Западную и Восточную Евразию. Чтобы уточнить время распространения этих животных, исследователи решили прибегнуть к прямому радиоуглеродному датированию костей. В качества материалов для анализа они использовали останки с двух поселений — Хошилян (Huoshiliang) и Ганганва (Ganggangwa) (около 4060–3650 лет назад). Судя по артефактам, оба памятника относятся к культуре Сичэнъи (Xichengyi).

Ученые отобрали кости животных с этих поселений для палеозоологического анализа, а также провели радиоуглеродное датирование методом ускорительной масс-спектрометрии для трех образцов с каждого памятника. В Хошиляне в общей сложно было найдено 292 кости, 76,72 процента из которых относились к домашним животным. Эти останки принадлежали по меньшей мере семи овцам или козам, трем собакам, двум свиньям и одному крупному рогатому животному. Дикие животные оказались представлены, как минимум, двумя оленями и одной газелью, а также зайцами, мелкими грызунами и птицами.

На поселении Ганганва археологи нашли 146 костей животных, 69,68 процента из которых были домашними. Они представлены останками, как минимум, пяти овец или коз, трех свиней, двух собак и одного крупного рогатого животного. Кости диких животных принадлежали по меньшей мере двум газелям и одному оленю, а также грызунам и птицам. Исходя из этого, ученые заключили, что основным источником мясных ресурсов для жителей обоих поселений выступал мелкий рогатый скот.

Радиоуглеродный анализ показал, что домашние особи с поселения Хошилян жили около 3900–3650 лет назад, а с поселения Ганганва — около 4060–3700 лет назад. Эти датировки хорошо совпадают с временем существования культуры Сичэнъи (около 4000–3600 лет назад). Исследователи отметили, что в прошлых работах появление домашних овец и коз на территории Ганьсу и Цинхай датировали около 5600–5000 лет назад. Но этот вывод был сделан по костям, не имеющим прямой радиоуглеродной датировки. Древнейшим образцам с других памятников региона примерно 3650–4060 лет. Ученые пришли к выводу, что самые первые овцы и козы оказались в Ганьсу и Цинхай около 4060 лет назад, а крупный рогатый скот — приблизительно 3970 лет назад.

Ранее на N + 1 рассказывали о других попытках ученых разобраться в одомашнивании разных животных. Так, исследователи выяснили, как этот процесс около 8400–7350 годов до нашей эры протекал на неолитическом поселении Ашиклы-Хююк, расположенном на территории современной Турции. Кроме того, недавно ученые заключили, что о доместикации кур можно с уверенностью говорить лишь со II тысячелетия до нашей эры, свидетельства чему были найдены в Таиланде.

Российские археологи нашли в Мемфисе остатки царского банного комплекса