Палеонтологи разрешили вымершим гигантским марабу с острова Флорес летать

Вымершие гигантские марабу с острова Флорес, которых считали нелетающими, все же были способны к активному полету. К такому выводу пришли палеонтологи, проанализировав кости этих птиц, обнаруженные за последние двенадцать лет. Кроме того, исследователям пришлось отказаться от идеи, что флоресские марабу приобрели выдающиеся размеры за счет островного гигантизма. Как отмечается в статье для журнала Royal Society Open Science, более вероятно, что они унаследовали эту черту от предков с континента. Согласно данной гипотезе, марабу с Флореса были одними из последних представителей эволюционной линии гигантских марабу.

В позднем плейстоцене на индонезийском острове Флорес сформировалась уникальная фауна, многие представители которой не встречались больше нигде в мире. Самый известный из обитавших здесь видов — карликовый человек Homo floresiensis, которого часто называют хоббитом. В условиях островной изоляции рост этого потомка H. erectus уменьшился до одного метра, а размер мозга стал таким же, как у шимпанзе.

С хоббитами соседствовали карликовые хоботные Stegodon florensis insularis, грифы из рода Trigonoceps, а также гигантские крысы Papagomys armandvillei и комодские вараны (Varanus komodoensis). Все эти виды, за исключением крыс и варанов, исчезли около 50 тысяч лет назад. Вероятно, они стали жертвами человека разумного (H. sapiens), который заселил Флорес примерно в это же время.

В 2010 году команда палеонтологов под руководством Ханнеке Мейер (Hanneke J. M. Meijer) из музея Натуралис в Лейдене пополнила ископаемую фауну Флореса новым видом. В отложениях пещера Лианг-Буа исследователи обнаружили четыре кости крыльев и ног крупной птицы. Анализ показал, что они принадлежали гигантскому аисту-марабу ростом 1,8 метра и весом 16 килограмм. Для сравнения, современные африканские марабу (Leptoptilos crumenifer) вырастают до 1,5 метра и весят до девяти килограмм.

Вымерший марабу получил название L. robustus. Предполагалось, что он произошел от более мелкого предка родом из Юго-Восточной Азии, который в условиях островной изоляции увеличился в размерах и, судя по толстой стенке голено-предплюсны, разучился летать. Кроме того, исследователи считали, что флоресский марабу был хищником, который охотился на мелкую добычу, преследуя ее по земле.

В последующие годы в Лианг-Буа еще не раз находили останки L. robustus возрастом 60–120 тысяч лет. В результате общее число принадлежащих им скелетных элементов достигло 43. Мейер с соавторами решила подробнее изучить эти находки, чтобы больше узнать о строении тела и биологических особенностях вымершего марабу.

Вопреки первоначальной гипотезе о том, что L. robustus не умел летать, обнаруженные после 2010 года кости крыльев и верхнего плечевого пояса представителей этого вида оказались хорошо развитыми. Они обладали нормальными для летающих птиц пропорциями и остеологическим строением. Таким образом, гигантский марабу с Флореса, скорее всего, был способен к активному полету. В свете новых сведений авторы предполагают, что L. robustus не был наземным хищником, а питался падалью, подобно современным марабу. Скорее всего, он парил в небе на восходящих потоках воздуха и высматривал туши погибших или убитых варанами стегодонов.

Поскольку флоресский марабу мог летать, его гигантские размеры вряд ли объясняются островным гигантизмом. Более вероятно, что он унаследовал их от предков с континента. Согласно новой гипотезе Мейер и ее коллег, этот вид был связан родством с другими гигантскими видами марабу, которые существовали с плиоцена до позднего плейстоцена. В частности, размерами и строением L. robustus очень напоминает L. falconeri, обитавшего в Африке и Евразии в плиоцене и раннем плейстоцене. Возможно, флоресский марабу даже является прямым потомком L. falconeri. Еще одним близким родственником L. robustus может быть вымерший гигантский марабу L. titan из среднего и позднего плейстоцена Явы.

Авторы отмечают, что гигантские марабу были частью фаунистического сообщества саванн, которое также включало хоботных, гоминид и грифов. На острова Юго-Восточной Азии представители всех этих групп проникли в плейстоцене, когда здесь распространились сухие травянистые ландшафты. Эти же острова стали убежищем для последних гигантских марабу. L. robustus на Флоресе и L. titan на Яве удалось надолго пережить родственников с континента, которые исчезли уже к среднему плейстоцену. Впрочем, в конце концов островные марабу тоже вымерли, став жертвами человека разумного или климатических изменений в конце плейстоцена.

Орнитологи выяснили, что если бы не человек, на Земле жило бы не менее 226 видов нелетающих птиц — почти в четыре раза больше, чем сегодня. К такому выводу они пришли, проанализировав данные о 581 виде пернатых, которые вымерли с начала позднего плейстоцена. Хотя деятельность людей сократила общее разнообразие птиц всего на пять процентов, среди исчезнувших видов было непропорционально много тех, которые разучились летать.

Колоссальный кит из Перу оспорил у синего кита титул самого тяжелого животного в истории