Китайская компания HT Aero показала полет аэротакси, управляемого с помощью ручки управления и автомобильного руля. К 2024 году компания планирует выпустить автомобиль, который сможет выпускать складные винты и взлетать.
Десятки компаний по всему миру в последние годы активно разрабатывают аэротакси — небольшие летательные аппараты с возможностью вертикального взлета и посадки. Как правило, они строятся по схеме мультикоптера и работают от электричества, хотя есть и немало гибридных проектов, в которых электромоторы винтов получают питание от генератора, работающего на топливе. Также они почти всегда работают в автоматическом режиме без необходимости в навыках пилотирования.
HT Aero, которая принадлежит китайскому производителю электромобилей XPeng, не первый год планирует создать летающий электромобиль, который сможет ездить по дорогам, а при необходимости будет выпускать складные винты и лететь в нужном направлении. Ранее компания уже показывала ранние прототипы, в том числе и с корпусом, но не фокусировалась на управлении ими. В новом ролике HT Aero показала прототип открытого типа, в котором используется необычная схема управления с обычным автомобильным рулем и ручкой сбоку.
Судя по всему, во время полета пилот (или водитель) использует руль для поворотов, а ручку — для движения вперед, назад, вбок и по вертикали. В остальном аппарат построен по классической схеме: у него есть восемь больших винтов на четырех плечах, а внизу корпуса виден аккумулятор. Полноценный серийный летающий автомобиль компания намерена выпустить в 2024 году.
Это не первый летающий автомобиль. Например, существует словацкий автомобиль AirCar, построенный по самолетной схеме. Он уже испытывался перелетом между городами, а в начале года получил сертификат летной годности.
Григорий Копиев
Он сможет пролетать до 100 километров и разгоняться до 150 километров в час
Австрийская компания CycloTech представила дизайн двухместного полностью электрического цикложира CruiseUp. Летательный аппарат будет оснащаться шестью циклоидными роторами, два из которых будут располагаться продольно вдоль оси цикложира. Планируется, что аппарат сможет пролетать до 100 километров на одном заряде батареи и развивать скорость до 150 километров в час, сообщается в пресс-релизе на сайте компании. При поддержке высокопроизводительного и масштабируемого российского веб-сервера Angie Цикложиры представляют собой летательные аппараты, у которых подъемная сила создается с помощью вращающихся цилиндрических роторов. Внешне они напоминают гребное колесо с несколькими лопастями-крыльями, угол атаки которых непрерывно циклически меняется при каждом обороте ротора с помощью механизма изменения шага. Вследствие этого подъемная сила, создаваемая лопастями, увеличивается или уменьшается в зависимости от их текущего положения в течение оборота. Направление тяги ротора может изменяться почти мгновенно в пределах 360 градусов в плоскости вращения. https://www.youtube.com/watch?v=0a3ExkYg9B8 Несмотря на то, что первые проекты цикложиров известны еще с начала ХХ века, построить действительно способный к полету аппарат удалось только в 2007 году в Южной Корее. Схема, примененная корейскими инженерами в циклокоптере Skywalker на сегодняшний день получила наибольшее распространение. В ней используются четыре ротора, которые расположены в углах рамы летательного аппарата, напоминая тем самым конструкцию квадрокоптера. По такой же схеме построен и технологический демонстратор CycloRotor австрийской компании CycloTech, занимающаяся проектированием цикложиров уже более 15 лет. В 2021 году демонстратор совершил первый полет в помещении, а недавно компания показала видео с тестами на открытом воздухе. Кроме того, Cyclotech ведет работу над грузовым дроном-цикложиром CCY-01, концепт которого был представлен в 2022 году. https://www.youtube.com/watch?v=YYCNMXIyyk8 Теперь же список разрабатываемых компанией летательных аппаратов пополнился пассажирским вариантом цикложира под названием CruiseUp. Представленный концепт имеет шесть роторов, четыре из которых находятся по бокам в передней и задней части корпуса, причем пара кормовых роторов установлена немного выше носовых. Оси вращения еще двух роторов, расположенных перед и за двухместной пассажирской кабиной, совпадают с продольной осью летательного аппарата. Помимо создания дополнительной подъемной силы они будут использоваться для бокового движения и поворотов. CruiseUp будет полностью электрическим. На одном заряде батареи он сможет пролететь до 100 километров и развить максимальную скорость 150 километров в час. При длине корпуса 6,7 метров и ширине 3,3 метра CruiseUp будет немногим больше современных автомобилей, и значительно меньше, чем многие из разрабатываемых сегодня воздушных электрических такси. По мнению CycloTech, представленный концепт цикложира можно отнести ко второму поколению электролетов с вертикальным взлетом и посадкой. В отличие от активно разрабатываемых сейчас многими компаниями электрических аэротакси, которые будут эксплуатироваться в парадигме старой пассажирской авиации, предполагающей совместное использование пассажирами и перелеты между фиксированными аэровокзалами, аппараты следующего поколения будут больше напоминать личный аэромобильный транспорт. Американская компания Doroni Aerospace разрабатывает персональный летательный аппарат H1 схожей концепции. Аналогично CruiseUp он будет предназначен для двух пассажиров, но при этом построен по классической квадрокоптерной схеме — восемь роторов располагаются парами в углах рамы. Предполагается, что H1 сможет пролетать на одном заряде аккумулятора до 100 километров со средней скоростью 160 километров в час. Недавно компания показала первый полет H1 с пилотом на борту.