Греческие и итальянские исследователи пришли к выводу, что ношение хирургической маски, ставшее повсеместным требованием во время пандемии ковида, значительно повышает концентрацию выдыхаемого угарного газа и нарушает функцию сосудов у курильщиков как обычных сигарет, так и систем нагревания табака. Отчет о работе опубликован в European Journal of Preventive Cardiology.
Курильщики подвергаются действию высоких концентраций угарного газа (CO), что приводит к повышению содержания карбоксигемоглобина в крови и может проявляться как острыми симптомами (от головной боли, тошноты, атаксии и обморока до тяжелого, потенциально летального отравления и полицитемии), так и менее изученной хронической интоксикацией. Недавние наблюдения показали, что это актуально и для потребителей электронных систем нагревания табака (СНТ).
Теоретически, ношение хирургической маски может способствовать повторной ингаляции угарного газа и усугублять его токсичность у курильщиков, однако из-за низкой актуальности научно это никто не проверял. Во время пандемии ковида, когда ношение маски стало универсальной противоэпидемической практикой, интерес к этому вопросу закономерно возрос.
Чтобы дать на него хотя бы предварительный ответ, сотрудники Афинского, Фессалийского и Римского научного университетов при участии Игнатиоса Икономидиса (Ignatios Ikonomidis) провели небольшое моноцентровое контролируемое клиническое испытание.
В нем приняли участие 120 здоровых добровольцев в возрасте около 45 лет из персонала афинской университетской клиники, 72 процента составили женщины. Треть участников курили сигареты (индекс курения 22,9 ± 12,4 пачко-года), еще треть — СНТ (индекс курения 19,8 ± 6,8 пачко-года), оставшаяся треть была некурящей. Статистически значимых различий в половозрастном составе и общем физическом состоянии между группами не было.
У всех участников в течение месяца определяли концентрацию угарного газа в выдыхаемом воздухе, а также скорость распространения пульсовой волны (СРПВ, показатель эластичности артерий, в первую очередь аорты) и рассчитываемые на ее основе индекс аугментации (ИА, показатель эндотелиальной и сосудистой дисфункции) и центральное систолическое артериальное давление (цСАД); повышение этих показателей связано с ростом риска сердечно-сосудистых заболеваний и преждевременных родов. Измерения проводили в начале исследования после ночного сна, затем после 8-часовых рабочих смен с постоянным ношением хирургической маски и после 8-часовых периодов бодрствования вне работы и без маски. Курильщикам рекомендовали потреблять соответствующие табачные продукты в привычном режиме (в среднем 3,8 перекура за 8 часов в обеих курящих группах).
Выяснилось, что концентрация угарного газа в выдыхаемом воздухе по сравнению с исходным уровнем возрастала после ношения маски гораздо сильнее, чем без нее, у куривших как сигареты (на 9,45 против 4,15 частей на миллион, p < 0,001), так и СНТ (на 1,05 против 0,28 частей на миллион, p < 0,001). У некурящих ношение маски на этот показатель не влияло (p > 0,05).
Рост СРПВ также оказался более значительным после ношения маски у куривших и сигареты (на 0,98 против 0,26 метра в секунду, p = 0,001), и СНТ (на 0,59 против 0,15 метра в секунду, p = 0,005); пропорционально изменялась и динамика ИА и цСАД. У некурящих подобного эффекта от маски не наблюдалось.
«Наша работа свидетельствует о том, что курение любого табачного продукта стало еще более опасным в период пандемии ковида из-за необходимости носить маску в течение длительного времени», — заключил руководитель исследования Игнатиос Икономидис.
У проведенной работы есть определенные ограничения, связанные в первую очередь с репрезентативностью выборки. Все участники были медработниками из одного региона, кроме того, большинство из них были женщинами, а в целом по населению доля курильщиков-мужчин больше.
Ранее было показано, что просачивание воздуха по краям снижает (но отнюдь не обнуляет) эффективность медицинских масок, а влажный материал задерживает быстрые капли гораздо лучше сухого.
Оптимальной оказалась температура 20–24 градуса Цельсия
Амир Баниассади (Amir Baniassadi) из Гарвардской медицинской школы с коллегами провел небольшое лонгитюдное обсервационное исследование и пришел к выводу, что способность к поддержанию внимания у пожилых людей связана с температурой в их жилище. В работе приняли участие 47 жителей Бостона в возрасте 65 лет и старше. На протяжении года они сообщали о сложностях в концентрации внимания, а в их домах регистрировали температуру воздуха. Результаты опубликованы в The Journals of Gerontology: Series A.