Китайцы показали испытания городского автопилота для серийного автомобиля

Китайская компания XPeng показала испытания продвинутой системы помощи водителю на улицах Гуанчжоу. Машина проехала 26 километров в полностью автономном режиме, хотя за рулем находился инженер. Автопилот тестировали на серийном электромобиле XPeng P5, но пока это бета-версия, не доступная для обычных водителей.

Сегодня уже есть беспилотные автомобили, которые ездят по городам без водителя, возят пассажиров и даже берут за это деньги. Но сказать, что беспилотные автомобили стали доступны обычным людям, можно весьма условно: в мире существует лишь несколько небольших беспилотных сервисов такси, а купить такую машину в личное пользование невозможно. Это связанно как с юридическими трудностями, в том числе запретами со стороны законодателей и ответственностью разработчиков беспилотных автомобилей, так и с техническими и финансовыми, в частности, датчики и прочее оборудование для беспилотной езды, как правило, стоит больше самого автомобиля.

Тем не менее, на публично доступных серийных автомобилях уже есть продвинутые системы помощи водителю (ADAS), которые не делают машину беспилотной в полной мере, но приближают ее к этому. Самая функциональная система такого типа на текущий момент у Tesla: в 2020 году компания позволила некоторым обычным водителям использовать бета-версию городского автопилота, который технически способен проехать маршрут по городу без участия водителя, останавливаясь на светофорах, перестраиваясь из ряда в ряд и выполняя все остальные аспекты дорожного движения. При этом водитель по-прежнему обязан следить за дорогой и ответственность за возможные аварии лежит именно на нем.

В начале июля китайский производитель электромобилей XPeng показал испытания бета-версии аналогичной системы помощи водителю City NGP, способной автономно ездить в городских условиях. Заезд проходил в светлое время суток в Гуанчжоу. Во время заезда в машине находился инженер, который держал руки на руле или рядом с ним, но не вмешивался в управление машиной, а лишь следил за корректностью работы автопилота. Во время тестирования машина проехала 34 светофора, 14 раз поворачивала на перекрестках, проезжала через небольшие дорожные заторы и сталкивалась с другими типичными городскими ситуациями.

Примечательно, что автопилот от XPeng не только показывает карту окружающего пространства с другими автомобилями и своей траекторией, но также, в отличие от Tesla, сопровождает некоторые свои маневры голосовыми пояснениями, позволяющими водителю понимать логику действий машины или предупреждающими его о тех или иных событиях. Кроме того, в P5, в отличие от автомобилей Tesla, помимо камер используется два фронтальных лидара, которые дают более точную информацию о расстоянии до объектов и их форме.

Стоит отметить, что пока это внутренняя бета-версия программного обеспечения, не доступная владельцам P5. Компания планирует выпустить ее после дополнительного тестирования и получения разрешения от властей Китая.

В 2019 году исследователи Американской автомобильной ассоциации выяснили, что по мере привыкания к ADAS водители все чаще отвлекаются на посторонние задачи, хотя система требует от них следить за дорогой.

Григорий Копиев