Орнитологи-любители встретили в московском парке самку утки-мандаринки с птенцом. Это первый достоверный случай размножения данного вида в Москве в диких условиях. Родина мандаринок — Восточная Азия, однако их одичавшие популяции уже давно живут в Европе и некоторых районах США. Теперь, возможно, эти птицы заселят и российскую столицу. Фотографии самки с птенцом опубликованы на страницах групп «Птицы Европейской части России» и «Большой год» в фейсбуке.
Мандаринки (Aix galericulata) — одни из самых яркоокрашенных уток. В брачный период самцы этих птиц приобретают очень пеструю расцветку, в которой сочетаются элементы коричневого, оранжевого, белого, зеленого и синего цветов. Дополнительными украшениями им служат хохолок и бакенбарды. При этом мандаринки-самки, как это обычно бывает у уток, окрашены намного скромнее, в буроватые тона.
Родина мандаринок — Восточная Азия: Китай, Корейский полуостров, Тайвань, Япония и Дальний Восток России. Однако благодаря привлекательной внешности они стали популярными декоративными птицами, которых уже несколько веков держат в садах, парках и зоопарках по всему миру. Нередко мандаринки сбегают из неволи и образуют одичавшие популяции вдали от родины. Например, в Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Нидерландах и некоторых других странах Европы диких мандаринок, вероятно, уже больше, чем в Восточной Азии. Несколько небольших популяций этих уток также появились в США. Интересно, что если мандаринки с Дальнего Востока, из Китая и северных районов Японии перелетные, то их сородичи в Европе и Америке ведут оседлый образ жизни.
До западных границ России европейские мандаринки пока расселиться не успели. Тем не менее в последние годы орнитологи и бердвотчеры регулярно замечают этих уток на водоемах Москвы и Подмосковья. Судя по всему, это особи, сбежавшие из зоопарка или из частных коллекций. Подобно европейским мандаринкам, московские не улетают на юг и зиму проводят на незамерзающих участках рек.
Несмотря на регулярные встречи с мандаринками в Москве, долгое время никому не удавалось подтвердить, что они здесь размножаются. Лишь в начале июля этого года орнитологи-любители запечатлели на водоеме в парке усадьбы Архангельское-Тюриково самку мандаринки с единственным птенцом. Находка подтверждает, что эти утки начали размножаться в Москве в диких условиях (до этого они регулярно приносили потомство в Московском зоопарке). Если мандаринки приживутся в Москве и начнут регулярно приносить здесь потомство, они составят компанию многочисленной местной популяции огарей (Tadorna ferruginea), которая также происходит от сбежавших из неволи птиц.
Мандаринка — чужеродный вид для Европейской России и Европы. В теории его появление может стать проблемой для местного биоразнообразия. Это может произойти, если мандаринки начнут гибридизироваться с европейскими утками или вытеснять виды, которые, как и они, гнездятся в дуплах деревьев, в первую очередь гоголей (Bucephala clangula) и лутков (Mergellus albellus). Подобные примеры уже известны. Так, завезенные в Европу американские савки (Oxyura jamaicensis) угрожают местной популяции обыкновенных савок (O. leucocephala), с которыми они активно скрещиваются. Впрочем, хотя мандаринки поселились в Европе уже достаточно давно, достоверных свидетельств того, что они наносят ущерб аборигенным видам, пока не появилось.
Ранее мы рассказывали о том, как орнитологи описали необычный случай гибридизации двух видов уток. Самка чилийской свиязи (Anas (Mareca) sibilatrix) и самец филиппинской кряквы (Anas luzonica) сформировали пару в нидерландском питомнике и вывели четырех птенцов. Оба родительских вида утратили половой диморфизм — однако у гибридного потомства он вновь проявился. Авторы надеются, что изучение подобных гибридов поможет больше узнать об эволюции окраски у уток.
Сергей Коленов
Этим останкам примерно 11 тысяч лет
Палеозоологи проанализировали 643 черепа древних и современных волков и собак, живших в течение последних 50 тысяч лет. Они выяснили, что все плейстоценовые черепа принадлежали животным, которых нельзя по морфологии отличить от волков. Самые древние останки из выборки, которые уверенно можно классифицировать как собачьи, происходили из мезолитического памятника Веретье-1, раскопанного много лет назад на юге Архангельской области. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Science, возраст этих находок составляет примерно 11 тысяч лет.