Орнитологи-любители встретили в московском парке самку утки-мандаринки с птенцом. Это первый достоверный случай размножения данного вида в Москве в диких условиях. Родина мандаринок — Восточная Азия, однако их одичавшие популяции уже давно живут в Европе и некоторых районах США. Теперь, возможно, эти птицы заселят и российскую столицу. Фотографии самки с птенцом опубликованы на страницах групп «Птицы Европейской части России» и «Большой год» в фейсбуке.
Мандаринки (Aix galericulata) — одни из самых яркоокрашенных уток. В брачный период самцы этих птиц приобретают очень пеструю расцветку, в которой сочетаются элементы коричневого, оранжевого, белого, зеленого и синего цветов. Дополнительными украшениями им служат хохолок и бакенбарды. При этом мандаринки-самки, как это обычно бывает у уток, окрашены намного скромнее, в буроватые тона.
Родина мандаринок — Восточная Азия: Китай, Корейский полуостров, Тайвань, Япония и Дальний Восток России. Однако благодаря привлекательной внешности они стали популярными декоративными птицами, которых уже несколько веков держат в садах, парках и зоопарках по всему миру. Нередко мандаринки сбегают из неволи и образуют одичавшие популяции вдали от родины. Например, в Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Нидерландах и некоторых других странах Европы диких мандаринок, вероятно, уже больше, чем в Восточной Азии. Несколько небольших популяций этих уток также появились в США. Интересно, что если мандаринки с Дальнего Востока, из Китая и северных районов Японии перелетные, то их сородичи в Европе и Америке ведут оседлый образ жизни.
До западных границ России европейские мандаринки пока расселиться не успели. Тем не менее в последние годы орнитологи и бердвотчеры регулярно замечают этих уток на водоемах Москвы и Подмосковья. Судя по всему, это особи, сбежавшие из зоопарка или из частных коллекций. Подобно европейским мандаринкам, московские не улетают на юг и зиму проводят на незамерзающих участках рек.
Несмотря на регулярные встречи с мандаринками в Москве, долгое время никому не удавалось подтвердить, что они здесь размножаются. Лишь в начале июля этого года орнитологи-любители запечатлели на водоеме в парке усадьбы Архангельское-Тюриково самку мандаринки с единственным птенцом. Находка подтверждает, что эти утки начали размножаться в Москве в диких условиях (до этого они регулярно приносили потомство в Московском зоопарке). Если мандаринки приживутся в Москве и начнут регулярно приносить здесь потомство, они составят компанию многочисленной местной популяции огарей (Tadorna ferruginea), которая также происходит от сбежавших из неволи птиц.
Мандаринка — чужеродный вид для Европейской России и Европы. В теории его появление может стать проблемой для местного биоразнообразия. Это может произойти, если мандаринки начнут гибридизироваться с европейскими утками или вытеснять виды, которые, как и они, гнездятся в дуплах деревьев, в первую очередь гоголей (Bucephala clangula) и лутков (Mergellus albellus). Подобные примеры уже известны. Так, завезенные в Европу американские савки (Oxyura jamaicensis) угрожают местной популяции обыкновенных савок (O. leucocephala), с которыми они активно скрещиваются. Впрочем, хотя мандаринки поселились в Европе уже достаточно давно, достоверных свидетельств того, что они наносят ущерб аборигенным видам, пока не появилось.
Ранее мы рассказывали о том, как орнитологи описали необычный случай гибридизации двух видов уток. Самка чилийской свиязи (Anas (Mareca) sibilatrix) и самец филиппинской кряквы (Anas luzonica) сформировали пару в нидерландском питомнике и вывели четырех птенцов. Оба родительских вида утратили половой диморфизм — однако у гибридного потомства он вновь проявился. Авторы надеются, что изучение подобных гибридов поможет больше узнать об эволюции окраски у уток.
Сергей Коленов
Зоологи описали четыре нападения косаток на этих гигантских рыб
Зоологи описали четыре случая охоты косаток из Калифорнийского залива на китовых акул — самых крупных рыб в мире. Хищницы сначала оглушали жертву ударами в голову, после чего переворачивали ее кверху брюхом или на бок и наносили укусы в область клоаки, чтобы обескровить и добраться до внутренних органов. В трех из четырех атак принимал участие взрослый самец по имени Монтесума. В статье для журнала Frontiers in Marine Science авторы высказывают предположение, что в южной части Калифорнийского залива обитает стадо или популяция косаток, специализированная к охоте на китовых акул и других хрящевых рыб. Чтобы подтвердить эту гипотезу, необходимо провести больше исследований.