Американские врачи отчитались о необычном клиническом случае, при котором пожилой пациент поступил в кабинет неотложной помощи с жалобами на одышку, отек лица и свистящий звук из паховой области. Причиной стало поступление воздуха по неустановленному механизму под кожу, в плевральную полость, средостение и мошонку, из которой он выходил наружу через открытую рану после неудачной операции. Сообщение опубликовано в American Journal of Case Reports.
При определенных условиях воздух может попадать в несвойственные для него отделы организма, такие как мягкие ткани (это называется эмфиземой с указанием пораженной области) или серозные полости (такие состояния именуют приставкой «пневмо-», например, пневмоторакс в плевральной полости, пневмоперитонеум — в брюшной, пневмомедиастинум — в средостении, пневмоскротум — в мошонке). Причиной этого могут стать травмы, хирургические вмешательства, разрывы полых органов (таких как легкое или кишка), реже — газовая гангрена или попадание воздуха при самостоятельных инъекциях. При пальпации тканевой эмфиземы можно услышать крепитацию (похрустывание), а в присутствии открытой раны — тихий свист. Также эти звуки могут появляться при произвольных или дыхательных движениях.
Авторы текущей публикации из Государственного университета имени братьев Райт в Дейтоне, штат Огайо, принимали участие в лечении 72-летнего пациента, который обратился в кабинет неотложной помощи с вышеописанными жалобами на одышку, отек лица и свист в паху. В ходе опроса выяснилось, что мужчина болеет сахарным диабетом, ранее без зарегистрированных осложнений перенес удаление щитовидной железы и шунтирование коронарных артерий, не курил и не употреблял наркотики, серьезными заболеваниями легких не страдал.
В течение более чем года у пациента отмечались повторные эпизоды воспаления придатка левого яичка (эпидидимита). Несколько курсов антибиотиков не дали эффекта, и за пять месяцев до описываемых событий мужчине хирургически дренировали полость мошонки, после чего осталась незаживающая рана.
Осмотр и пальпация выявили распространенную подкожную эмфизему по всей передней поверхности тела от глазниц до бедер. Слева на мошонке присутствовала зияющая рана, не сопровождавшаяся выраженным отеком или пульсацией, через которую при движениях выходил воздух.
Температура тела, пульс, артериальное давление и общий анализ крови оказались практически нормальными. После назначения двух литров кислорода в минуту через назальную канюлю по поводу одышки кислородное насыщение крови составило 100 процентов, однако дыхание оставалось учащенным в 2–3 раза по сравнению с нормой.
На обзорной рентгенограмме грудной клетки определялись двусторонний пневмоторакс, пневмомедиастинум и подкожная эмфизема. После установки двух плевральных дренажных трубок для облегчения дыхания пациенту выполнили компьютерную томографию груди, живота и таза, подтвердившую диагноз.
Устранить пневмоторакс и пневмомедиастинум удалось за три дня. Лечение пневмоскротума и сопутствующей эмфиземы промежности и бедер заняло два года, в ходе него понадобилось несколько хирургических вмешательств, в том числе удаление яичек.
Как пишут авторы отчета, патологический источник воздуха остался неуточненным. Возможно, он был связан с предыдущими операциями на щитовидной железе и сердце, но очевидных указаний на это нет. Также специалисты выразили недоумение, почему заболевание проявилось столь необычными и относительно незначительными жалобами, а не привело к критическому состоянию.
Пневмоскротум встречается очень редко. С 1912 года в научной литературе описано немногим более 60 подобных случаев, две трети из них были связаны с травмами или хирургическими операциями.
Причины проникновения воздуха в полости организма бывают весьма курьезны. Так, в апреле 2022 года швейцарские врачи отчитались о случае спонтанного пневмомедиастинума, произошедшего во время мастурбации.
С эозинофилией
Британские, австралийские и шведские исследователи сообщили об успехе клинических испытаний препарата бенрализумаба для купирования обострений астмы и хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ), сопровождающихся эозинофилией. Отчет о работе опубликован в журнале The Lancet Respiratory Medicine.