Археологи исследовали заполнение керамического сосуда, случайно найденного на Алтае на месте разрушенного погребения. Оказалось, что в этом горшке VII века нашей эры находились остатки проса — заупокойной пищи раннесредневекового кочевника. Ученые выдвинули предположение, что ранние тюрки могли выращивать в небольших количествах эту культуру или же получали зерно от соседних земледельческих популяций. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological Research in Asia.
Во второй половине V века нашей эры на Алтай приходит группа племен, с которой связано начало формирования тюркской археологической культуры (в литературе также встречается название древнетюркская), которая просуществовала до XI века. О жизни этих людей известно преимущественно благодаря исследованиям погребальных памятников. Помимо войны и охоты, основным занятием алтайских тюрок было кочевое животноводство, представлявшее собой главную отрасль хозяйства. Судя по находкам, самыми важными животными в этом отношении были лошади. Кроме того, кони присутствуют и в погребениях, выступая, по-видимому, в качестве боевого спутника и проводника в загробный мир.
Большим значением для тюркского общества обладали разные ремесла — выделка шкур, производство войлока, ткачество, обработка дерева и косторезное дело. Кроме того, важная роль отводилась металлургии. Так, на Алтае известен целый ряд памятников, где археологи смогли проследить процесс добычи руды, получения железа и изготовления из него разного рода изделий — предметов вооружения, конского снаряжения, орудий труда или бытовых вещей. На высоком уровне у тюрок также находилась и цветная металлургия, которая представлена различными украшениями (личными, костюма, конской упряжи), посудой из бронзы, серебра и золота.
Наталья Рябогина (Natalia Ryabogina) совместно с коллегами из Тюменского научного центра СО РАН исследовала заполнения керамического сосуда, который случайно нашел местный житель недалеко от села Курай в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Артефакт находился в незаконном карьере для добычи глины вместе с человеческими останками, однако последние не были собраны чиновниками. Когда на место прибыли археологи, то костей уже не было — видимо, погребальное сооружение к тому моменту уже полностью разрушили добытчики глины.
Сам сосуд представляет собой неорнаментированный горшок шаровидной формы с плоским дном. Его высота составляет 14,7 сантиметра, диаметр в верхней части — 13 сантиметров, в нижней — 8 сантиметров. Толщина стенок варьировалась от 0,8 до 1 сантиметра. Подобные сосуды относятся на Алтае к гунно-сарматскому времени или эпохе раннего Средневековья (раннетюркское время). В заполнении сосуда ученые обнаружили фрагменты деревянной палочки, похожей на венчик или ложку. Радиоуглеродный анализ показал, что этот предмет датируется к 604–680 годам нашей эры.
Ученые провели палеоботаническое исследование заполнения курайского сосуда, чтобы реконструировать погребальную пищу, находившуюся внутри него. В результате этой работы они обнаружили шелуху, пыльцу и прочие растительные остатки, которые, по всей видимости, свидетельствуют о том, что в горшке находилось просо. Эта находка, по данным археологов, представляет собой важное дополнение к растущему массиву свидетельств того, что раннее тюркское население Алтая употребляло в пищу просо. Ученые допустили, что тюрки могли самостоятельно выращивать небольшое количество этих растений, поскольку просо представляет собой одну из немногих культур, которую можно культивировать в условиях сухого и жаркого лета при низких трудозатратах. Либо же скотоводы могли получать зерно у земледельческого населения из соседних предгорных районов Алтая.
На Алтае находится большое количество археологических памятников разных эпох. Ранее на N + 1 рассказывали о том, что ученые раскопали небольшой курган VII века нашей эры, в котором находились останки карлукского подростка с жеребенком. Кроме того, археологи нашли погребение булан-кобинского подростка с «переходным» статусом. Этот мальчик жил во второй половине IV — первой половине V века нашей эры.
Михаил Подрезов