Палеогенетики секвенировали ДНК девяти индивидов из некрополя Чжэньцзышань, расположенного в окрестностях столицы империи Юань — городе Шанду, и обнаружили, что далеко не все люди были коренными жителями Восточной или Центральной Азии. Оказалось, что по материнской линии большинство индивидов происходило из восточных регионов Евразии, в то время как по отцовской — из западных. Более того, родители двух индивидов, по всей видимости, имели европейскую родословную. Об этом сообщается в статье, опубликованной в American Journal of Biological Anthropology.
На территории современного Шилингольского аймака Внутренней Монголии находятся руины средневекового города Шанду. Этот город, некогда бывший столицей империи Юань — монгольского государства XIII–XIV веков, был основан внуком Чингисхана — Хубилай-ханом (Сэцэн-хаган). Шанду был построен в качестве летней столицы хана в середине XIII века и сохранял этот статус вплоть до конца правления династии. Известно, что Шанду в период своего расцвета был достаточно крупным городом, чье население достигало больше 118 тысяч человек. Дворцы этой столицы были подробно описаны Марко Поло, который, возможно, неоднократно его посещал (реальность его путешествия ставится рядом ученых под сомнение).
В 1359 году Шанду захватили китайские крестьяне (восстание «красных повязок»), после чего город был разграблен и сожжен. Спустя десять лет Шанду уже взяли войска империи Мин, оставив его в руинах. В настоящее время остатки средневековой столицы включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Руины Шанду сохранились очень хорошо, поскольку после падения династии Юань и его разрушения минскими войсками он в скором времени пришел в упадок и около 1430 года окончательно оставлен.
Хуэй Чжоу (Hui Zhou) из Цзилиньского университета совместно с коллегами из Китая исследовал останки людей, раскопанные в крупнейшей и дольше всего использовавшемся погребальном комплексе при городе Шанду — некрополе Чжэньцзышань (Zhenzishan). В могилах этого памятника порой одновременно находились останки людей, захороненных как по обряду ингумации, так и кремации. Это, по мнению исследователей, может свидетельствовать о разных религиозных представлениях даже внутри одной семьи. Судя по надписям и погребальным обычаям, предполагалось, что в этом некрополе хоронили преимущественно ханьцев. Однако раскопки показали, что некоторые из людей обладали европеоидными чертами.
Археологи раскопали семь погребений этого памятника, внутри которых практически не было сопроводительного инвентаря (исключение — несколько монет). В одной из гробниц находились останки пяти взрослых и двух юношей. Антропологический облик трех из этих взрослых оказался европеоидным, в то время как все остальные индивиды демонстрировали монголоидные черты. Чтобы выяснить происхождение людей из этого некрополя, ученые отобрали останки девяти мужчин (ZZS7, ZZS10, ZZS25, ZZS26, ZZS27, ZZS43, ZZS60, ZZS68 и ZZS951), включая трех европеоидов (ZZS26, ZZS27 и ZZS43), для полногеномного исследования.
Палеогенетикам удалось секвенировать ДНК из всех девяти образцов и подтвердить первоначальную идентификацию индивидов как мужчин. Анализ гаплотипов митохондриальной ДНК показал, что все они принадлежали к различным генетическим линиям (F1a1, D5b1, B4a3, H6a1a, T2d1, D4o2a, D5b1, N9a1 и Z4a). По расчетах ученых, два гаплотипа (H6a1a и T2d1) указывают на происхождение матерей этих людей из западной части Евразии, в то время как все остальные были связаны с населением восточных регионов Евразии. Анализ Y-хромосом показал обратную картину. Лишь два индивида (гаплотипы Q1a1a1a1 и Q2a2b1a2a1a1b1b2b2a) по отцовской линии происходили из восточной части Евразии, возможно, из Китая. Все остальные гаплотипы (G1a1, I2a1b1a2a2b, J2b2b, L1a1b3c, R1a1a1b2a2, R1a1a1b2a2b1d1 и T1a1a1a) широко распространены в центральной и западной части Евразии.
Объединив данные по митохондриальной ДНК и Y-хромосоме, палеогенетики пришли к выводу, что родители двух индивидов происходили из восточной части Евразии, родители двух других — из центральной или западной части Евразии. Отцы еще пяти человек происходили с запада, в то время как их матери — с востока. Метод главных компонент сгруппировал прочитанные геномы в три кластера: первый — китайско-тибетский (ZZS7 и ZZS25), второй — далекий от современных популяций (ZZS10, ZZS27, ZZS43, ZZS68 и ZZS951) и третий — европейский (ZZS26 и ZZS60). Анализ примесей показал, что индивиды из второго кластера близки к современным центральноазиатским популяциям, а индивиды ZZS7 и ZZS25 —к современным народам хань и шэ. Примечательно, что предковые компоненты у ZZS26 оказались схожими с современными европейцами, в то время как у ZZS60 — с современным населением Южной Азии.
F3-статистика продемонстрировала, что геномы из первых двух кластеров разделяют дрейф генов с современными и древними восточно-азиатскими популяциями, особенно с хань. А индивиды из третьего кластера — с древними популяциями Центральной и Западной Евразии. Примечательно, что больше всего в этой модели геном ZZS60 оказался близок к афанасьевцам, которые проживали в Южной Сибири, Монголии, Синьцзяне и в Северо-Восточном Казахстане в эпоху энеолита и ранней бронзы. Кроме того, в его геноме наблюдается предковый компонент, связанный с европейскими и азиатскими людьми современного анатомического типа (Homo sapiens) эпохи верхнего палеолита — индивиды из Пештера-ку-Оаз-2 (около 38 тысяч лет назад), из пещеры Тяньюань (около 39600 лет назад) и со стоянки Костенки-14 (около 38 тысяч лет назад).
Тем самым первоначальные предположения о том, что в некрополе Чжэньцзышань хоронили ханьцев оказалось ложным. Анализ древней ДНК продемонстрировал, что этот погребальный комплекс, вероятно, использовался для захоронения потомков местных жителей и людей, прибывших в Шанду из разных уголков Евразии. По всей видимости, по крайней мере часть людей из исследованного некрополя была потомками местных женщин и пришлых мужчин.
Ранее на N + 1 рассказывали о других палеогенетических исследованиях. Так, молекулярные биологи подтвердили угорское происхождение венгров, а также выяснили, что знатные авары были генетически близки древним монголам.
Михаил Подрезов