У мелких тупорылых крокодилов нашлись крупные доисторические родственники

Палеонтологи описали окаменелости крокодилов из Кении возрастом от 18 до 15 миллионов лет и отнесли их к новому роду Kinyang с двумя видами: K. tchernovi и K. mabokoensis. Ученые поместили этот род в подсемейство Osteolaeminae. В него входят современные тупорылые крокодилы, которые обычно достигают полутора метров в длину. Однако древние крокодилы были гигантами по сравнению с ними: длина их тела могла достигать более трех метров. Исследование опубликовано в журнале The Anatomical Record.

Живущие в Центральной и Западной Африке тупорылые крокодилы (род Osteolaemus) — самые маленькие современные представители настоящих крокодилов (Crocodylidae) и одни из самых мелких крокодилов (Crocodylia) в целом. Длина самцов составляет в среднем 1,5 метра (самки еще меньше), но некоторые особи могут вырастать до 1,9 метра. На английском языке их даже называют карликовыми крокодилами (dwarf crocodiles).

Древних родственников тупорылых крокодилов описали Кристофер Брошу (Christopher A. Brochu) из Университета Айовы и его коллеги из Германии, Испании, Кении и США. Ученые отнесли их к новому роду Kinyang с двумя видами: K. tchernovi и K. mabokoensis.

Ископаемые остатки первого вида были обнаружены в кенийских местонахождениях Лоперот (Loperot) и Карунгу (Karungu), возраст отложений которых датируется примерно 18 миллионами лет (ранний миоцен). Окаменелости второго найдены на острове Мабоко (озеро Виктория) в отложениях возрастом около 15 миллионов лет (средний миоцен). Кроме того, исследователи отнесли к этому роду и окаменелости из некоторых других местонахождений (возрастом примерно 18–17 миллионов лет), но не смогли определить их до вида.

Родовое имя Kinyang основано на названии крокодилов в нилотских языках. Видовое название K. tchernovi дано в честь Эйтана Чернова (Eitan Tchernov), который внес значительный вклад в изучение эволюции крокодилов, а название вида K. mabokoensis — в честь местонахождения.

Палеонтологи провели два филогенетических анализа: один был основан на принципе наибольшей экономии, а другой — на байесовском подходе. Оба анализа указали на то, что Kinyang относится к подсемейству Osteolaeminae, куда входят и тупорылые крокодилы. Но ученые отмечают, что древние крокодилы были крупнее: длина их тела могла достигать более трех метров.

В заголовке своей статьи авторы даже назвали новые виды «гигантскими карликовыми крокодилами» (giant dwarf crocodiles).

Новые виды обладали очень широкими черепами — похожих пропорцией нет как у живых, так и у вымерших представителей семейства настоящих крокодилов. Исследователи считают, что ископаемые крокодилы больше похожи на некоторых аллигаторовых (Alligatoridae), в частности на широкомордого каймана (Caiman latirostris). Подобные пропорции указывают на то, эти крокодилы охотились на добычу, которая не уступала им по размеру.

Ранее тупорылых крокодилов роднили с необычным рогатым крокодилом Voay robustus, который совсем недавно обитал на Мадагаскаре. Но в прошлом году ученые сообщили о том, что на самом деле V. robustus был близким родственником настоящих крокодилов (род Crocodylus).

Юрская рыба подавилась аммонитом