Археологи нашли в Англии рядом с домом железного века более 8000 костей лягушек и жаб

Британские археологи раскопали 14-метровую канаву возле остатков круглого дома железного века, в которой обнаружили более 700 килограмм костей животных. Среди находок оказалось больше восьми тысяч костей лягушек и жаб, которые принадлежали как минимум 350 особям. Ученые скептически отнеслись к тому, что эти останки амфибий были кухонными отходами доисторический жителей Британии. Вероятно, «кладбище» земноводных сформировалось по естественным причинам. Об этом сообщает The Guardian.

Модернизация автомобильной магистрали A14 между английскими городами Кембридж и Хантингдон сопровождалась крупномасштабными археологическими работами, в которых принимали участие исследователи из Великобритании и других европейских стран. В результате раскопок на общей площади около 350 гектаров ученые обнаружили свидетельства жизнедеятельности людей от каменного века до Средневековья. Так, в распоряжении ученых оказалось более 5000 обработанных кремневых артефактов, древнейшие из которых датируются эпохой мезолита (около 10000–4000 года до нашей эры), многочисленные фрагменты керамики, относящиеся к разным эпохам, несколько доисторических святилищ и могильников.

Среди находок железного века выделяются доказательства производства пива, относящиеся примерно к 400 году до нашей эры, а также украшенный гребень с длинной рукоятью и деревянная лестница 525–457 годов до нашей эры. Римский период представлен, в частности, свидетельствами крупномасштабного гончарного производства, редкой монетой, отчеканенной при императоре Лелиане в III веке нашей эры, амулетом из гатата с вырезанным лицом горгоны Медузы, искусственным прудом, военным лагерем и необычными захоронениями. К раннесредневековым находкам относятся остатки трех крупных англосаксонских поселений, на одном из которых, в частности, была раскопана кузнечная мастерская. Также к этой эпохе относятся инструменты для изготовления текстиля и фрагменты украшений

Недавно стало известно, что исследователи из Музея археологии Лондона, проводившие охранно-спасательные работы в деревне Бар-Хилл, раскопали 14-метровую канаву среднего и позднего железного века (около 400 года до нашей эры — 43 года нашей эры), которая находилась возле остатков стены круглого дома. В результате ее исследования в распоряжении археологов оказалось почти 700 килограмм фаунистических остатков, состоящих преимущественно из костей домашних животных. Однако среди них оказалось и большое количество костей травяных лягушек (Rana temporaria) и обыкновенных жаб (Bufo bufo) — больше 8000 экземпляров, принадлежавших как минимум 350 особям. Хотя кости амфибий на археологических памятниках не представляют собой что-то необычное, их огромное количество, сосредоточенное в одном месте, заставило ученых задуматься.

Маловероятно, что британское население железного века включало в свой рацион этих амфибий — нет ни следов разделки, ни нагрева, которые бы остались при приготовлении пищи. Однако полностью этого исключать исследователи не стали, поскольку при варке, возможно, никаких видимых следов на костях бы не осталось. Вместе с тем нет признаков того, что останки были накоплены из-за действий птиц или мелких млекопитающих, питающихся лягушками и жабами. Никаких следов клювов, зубов или изменений, вызванных процессом пищеварения, на костях также нет.

Ученые предложили несколько сценариев того, как амфибии оказались в канаве. Возможно, люди обрабатывали рядом с домом свой урожай, что привлекало вредителей, которыми питаются лягушки и жабы. Другим объяснением может выступать то, что весной животные мигрировали в больших количествах в поисках мест размножения, во время чего оказались в канаве и не смогли из нее выбраться. Кроме того, канава могла использоваться амфибиями во время зимовки. А причиной их смерти могли стать морозы или болезни, вызванные, например, ранавирусами (Ranavirus).

Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических находках, сделанных в Англии. Так, британские исследователи обнаружили в пруду на поле для гольфа погребение эпохи бронзы, а под фермерским полем раскопали римский памятник размером с пять футбольных полей.

Смену власти в майяском городе отметили сожжением останков прежних правителей