Собаки помогли младшим школьникам меньше волноваться

«Варежка» / Союзмультфильм, 1967

Младшие школьники, которые в рамках учебных занятий общались по 20 минут два раза в неделю с собаками, спустя месяц не имели значимого повышения уровня кортизола — гормона стресса, в отличие от их сверстников из контрольной группы или проходящих сеансы релаксации. При этом такой эффект для нейротипичных детей наблюдался независимо от того, общались ли они с животными один на один или в группе других детей, в то время как для детей с РАС и СДВГ он отмечался только если они взаимодействовали с собакой в группе с другими детьми. Статья опубликована в журнале PLoS One.

По всему миру педагоги включают разных животных в процесс обучения дошкольников и младших школьников. Животные могут жить в классах или посещать их в сопровождении волонтера, профессионального дрессировщика или хозяина, будучи питомцами самих учеников. Также в процессе обучения дети ходят на экскурсии на различные фермы, в зоопарки, аквариумы и тематические парки с животными. И подобное присутствие животных благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей, их взаимодействии друг с другом и учителем, поведении в целом, например, снижая агрессивность и гиперактивность, а также на памяти и внимании.

Кроме того, существует предположение, что общение с животными снижает у детей уровень стресса, связанного с обучением. Однако исследования в этой области показывают неоднозначные и даже противоречивые результаты. Критики отмечают, что таким исследованиям не хватает научной строгости, а именно систематических рандомизированных контролируемых экспериментов.

Керстин Майнтс (Kerstin Meints) из Университета Линкольна и ее коллеги измерили уровень кортизола в слюне у детей до и после взаимодействия с собаками в школе. Дети в течение месяца по два раза в неделю проводили 20 минут с собаками, большинство из которых были членами Pets as Therapy, зарегистрированной в Великобритании благотворительной организации, предоставляющей терапию с помощью животных в общественных местах. Для сравнения часть детей вместо общения с собаками проходила с той же частотой и интенсивностью сеансы релаксации, а также была контрольная группа, участники которой просто посещали уроки. Всего в исследовании приняли участие 105 детей в возрасте 8–9 лет из общеобразовательных школ и сравнимые по возрасту 44 ребенка с особыми образовательными потребностями, включая восемь детей с РАС и тринадцать — с СДВГ.

Оказалось, что у учеников из общеобразовательных школ, которые в течение четырех недель общались с собаками (и в группе, и индивидуально), уровень кортизола значимо не повышался в отличие от их сверстников из контрольной и группы релаксации. Другими словами, у них кортизол в слюне не повышался в течение обучения в отличие от контрольной и группы релаксации. Значительное снижение у нейротипичных детей наблюдалось уже после первого сеанса взаимодействия с животным (p = 0,014) и не повышалось между встречами с собаками, в то время как в случае релаксации — снижение кортизола также отмечалось, но после четвертого и восьмого сеансов (p = 0,005, p = 0,004), а кроме повышалось до исходного уровня между сеансами.

У учеников из школ для детей с особыми образовательными потребностями, которые общались с собаками, уровень кортизола значимо не повышался в отличие от их сверстников из контрольной и группы релаксации, но, если общение происходило в небольшой группе с другими детьми. Исходя из этих данных, авторы заключили, что общение с собаками способствует значительному снижению стресса, связанного с посещением школы, у учеников как из общеобразовательных школ, так и из школ для детей с особыми потребностями.

Чтобы преодолеть связанное с учебой волнение, необязательно требовать завести в школе животное и проводить с ним время, да и не так просто включить общение с животным в процесс обучение в старших классах. Как показывают исследования, есть и другие способы, например, переоценка стресса помогла сдать экзамены в школе.

Екатерина Рощина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.