Связав плохие результаты детей из малообеспеченных семей с повышенным уровнем стресса во время экзамена, исследователи решили помочь школьникам справиться с волнением упражнениями перед экзаменом. Это сработало: количество заваливших экзамены и не получивших итоговый зачет школьников из малообеспеченных семей уменьшилось вдвое по сравнению с контрольной группой. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Исследования показывают, что уровень обеспеченности семьи коррелирует с оценками в школе — богатые школьники в целом лучше справляются с заданиями. Это может быть связано с разными факторами, такими как спокойные условия для занятий дома, возможность нанять репетитора, соседское окружение и так далее. Обеспечить одинаковые комфортные условия для всех детей невозможно, но, как выяснилось, снизить влияние негативных воздействий на оценки можно при помощи простых упражнений. Малообеспеченность может коррелировать с тревожностью и неспособностью управлять эмоциями, которые, как считают Кристофер Розек (Christopher Rozek) из Стенфорда и другие авторы статьи, в свою очередь способны помешать сосредоточиться на выполнении заданий во время серьезных экзаменов. Поэтому они решили посмотреть, улучшатся ли оценки школьников если помочь им справиться со стрессом.
Они проверили свою гипотезу на 1175 девятиклассниках, 285 из которых были из малообеспеченных семей. Случайным образом их разделили на четыре группы по типу упражнений, которые им надо было выполнять непосредственно перед сдачей итогового теста по биологии за полугодие. Первая группа в течение десяти минут перед экзаменом писала о своих переживаниях, вторая читала научные тексты про то что волнение перед тестом помогает его хорошо сдать и отвечала на два вопроса после прочтения, третья группа делала и то и другое, а четвертой — контрольной — было велено игнорировать симптомы нервозности и волнения. Раньше уже было показано, что изложение своих страхов на бумаге и переоценка волнения как положительного для дела помогают справляться с эмоциями, причем воздействуют на разные компоненты стресса. В первом случае смягчается когнитивная составляющая стресса, (например сильный страх завалить экзамен и получить дома взбучку), а во втором физиологическая — когда человек склонен перевозбуджаться в любой стрессовой ситуации.
Для начала исследователи посмотрели насколько упражнения помогли школьникам в целом, а затем сравнили эффект от упражнений отдельно для учащихся из малообеспеченных семей и остальных. Границу между группами определяли по тому, получает ли школьник льготы на школьный обед или нет. Школьники из малообеспеченных семей из контрольной группы в целом получили более низкие оценки чем те из них, кто писал про свои волнения или пересматривал самооценку. Для детей из остальных семей этот эффект оказался незначительным. Исследователи предположили, что они в целом лучше справляются с эмоциями.
Экзамены и упражнения проводились два раза в год и по их результатам выставлялся зачет или незачет по биологии. Исследователи сравнили процент сдавших между школьниками из обеспеченных и бедных семей в контрольной и экспериментальных группах. Оказалось, что в экспериментальных группах у детей из бедных семей количество получивших зачет выросло с шестидесяти до восьмидесяти процентов. Оба способа борьбы со стрессом (описание своего состояния и переоценка стресса как помогающего экзамену) действовали одинаково хорошо, равно как и их комбинация. Таким образом исследователи нашли действенный способ, позволяющий малообеспеченным школьникам скомпенсировать повышенное волнение перед экзаменом и уменьшить отставание в оценках по сравнению с другими учениками.
Уровень тревоги перед экзаменом складывается из самых разных причин, и даже сами предметы могут вызывать больший или меньший стресс у большинства учеников. Самым «страшным» предметом для большинства считается математика —существует даже специальный термин «математическая тревожность» для обозначения ужаса перед решением задачек по математике. Исследования показали, что этот тип тревожности отчасти связан с общим уровнем стресса, но имеет и свою специфику.
Вера Мухина
Для этого мозг людей под ДМТ изучили одновременно с помощью ЭЭГ и фМРТ
Британские, аргентинские, канадские и французские исследователи применили комбинацию электроэнцефалографии и функциональной магнитно-резонансной томографии (ЭЭГ-фМРТ) для изучения нейрофизиологических эффектов психоделика ДМТ. Оказалось, что он действует преимущественно на эволюционно новые структуры мозга, которые отвечают за психологические функции, присущие только человеку. Отчет о работе опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.