Хищный динозавр из Бразилии оказался одним из самых маленьких абелизаврид

Бразильские палеонтологи описали хвостовой позвонок хищного динозавра из семейства абелизаврид, найденный в верхнемеловых отложениях Бразилии. Ученые оценили длину динозавра примерно в 3,4 метра, что делает его одним из самых мелких представителей семейства. Исследование опубликовано в журнале Journal of South American Earth Sciences.

Семейство абелизаврид (Abelisauridae) объединяет хищных динозавров с довольно необычной внешностью: их черепа укорочены, а передние конечности очень сильно редуцированы. Эта группа появилась в юрском периоде и достигла расцвета в позднем мелу. Окаменелости абелизаврид находят в основном на территории бывшей Гондваны: в Южной Америке, Африке, Мадагаскаре и Индии. Кроме того, их ископаемые остатки обнаружены и в Европе.

Длина тела большинства абелизаврид находилась в пределах от пяти до девяти метров. К примеру, карнотавр (Carnotaurus sastrei), который отличался от своих родственников небольшими рогами над глазами, достигал семи-восьми метров в длину.

Рафаэл Делкур (Rafael Delcourt) и Макс Кардозо Ланжер (Max Cardoso Langer) из Университета Сан-Паулу изучили хвостовой позвонок абелизаврида из Бразилии. Окаменелость обнаружили еще в 2010 году в формации Президенти-Пруденти (Presidente Prudente Formation) из группы Бауру (Bauru Group). Отложения этой формации датируются в пределах кампана и маастрихта (примерно 83,6–66 миллионов лет назад). К сожалению, палеонтологи не смогли описать новый таксон на основе окаменелости. Ученые отметили, что некоторые анатомические признаки указывают на соматическую зрелость этой особи.

Длина позвонков абелизаврид сильно коррелирует с длиной всего тела, поэтому ученые рассчитали длину тела этого динозавра на основе данных по другим видам. Оказалось, что новый абелизаврид достигал примерно 3,4 метра в длину. Таким образом, это один из самых маленьких представителей семейства. Палеонтологи отмечают, что схожий размер, возможно, имел безымянный абелизаврид из Аргентины, хотя его длину не оценивали. Однако его масса (240 килограмм) сопоставима с таковой у теропод, которые достигают от трех до пяти метров в длину.

Авторы почему-то не приводят в пример абелизаврида генузавра (Genusaurus sisteronis) из Франции, хотя его длину один из авторов вместе с другим палеонтологом ранее оценил в 3,6 метра.

Ученые заключают, что тероподы из группы Бауру в основном представлены абелизавридами и эта окаменелость увеличивает их разнообразие. К примеру, здесь были найдены курупи (Kurupi itaata) и танос (Thanos simonattoi) длиной пять и шесть метров соответственно.

Недавно палеонтологи сообщили о находке шейного позвонка абелизаврида в египетском оазисе Бахария. Длину динозавра ученые оценили примерно в шесть метров. Это всего лишь вторая однозначная находка абелизаврид в Египте.

Трилобит перед смертью наелся мелких придонных беспозвоночных