Древних людей из Леванта заподозрили в использовании огня около миллиона лет назад

Археологи из Израиля и Канады обнаружили потенциальные свидетельства того, что люди прямоходящие (Homo erectus) могли использовать огонь на левантийском памятнике Еврон около 1–0,8 миллиона лет назад. К такому выводу они пришли после повторного исследования каменных артефактов, фаунистических остатков и отложений, раскопанных еще в 1970-х годах. Так, химические методы и глубокое машинное обучение указали на то, что кремневые орудия и 13 фрагментов бивня были подвержены воздействию разных температур. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy Sciences.

Одной из важнейших инноваций в истории древнего человечества стало начало использования огня. Однако вопрос о том, когда это произошло, продолжает оставаться без ответа. Считалось, что древнейшим свидетельствам использования огня около 1,6–1,5 миллиона лет и происходили они из Африки (памятники Сварткранс, Чесованье и Кооби-Фора). Но недавние исследования показали, что находки из этих мест вполне могли быть следствием природного пожара.

В опубликованной в прошлом году работе археологи из Нидерландов проанализировали материалы со 141 палеолитического памятника и пришли к выводу, что повсеместно древние люди начали использовать огонь лишь около 400 тысяч лет назад. Но при этом существует и одна гораздо более древняя стоянка, где найдены обугленная древесина и фрагменты каменных орудий с явными следами нагрева. Этот ашельский памятник возрастом около 790 тысяч лет называется Гешер-Бенот-Яаков и находится на территории современного Израиля. Поскольку на этом памятнике очаг не выделяется цветом, глубиной, контурами или еще какими-либо признаками, археологи описали эту находку как очаг-призрак.

Группа ученых из Израиля и Канады под руководством Филипе Наталио (Filipe Natalio) из Института Вейцмана исследовала материалы, найденные на памятнике Еврон. Это открытое местонахождение, расположенное на территории современного Израиля, было впервые раскопано в 1976–1977 годах. Археологи обнаружили там фаунистические остатки, отложения и орудия труда из кремня, относящиеся к нижнему палеолиту (около 1–0,8 миллиона лет назад). На всех этих материалах не было заметно никаких следов нагрева. Однако ученые решили повторно изучить эти находки с помощью рамановской спектроскопии, глубокого машинного обучения и некоторых других методов.

В результате исследования 26 каменных артефактов, включая отщепы, отщепы с ретушью и ядрище, выяснилось, что они подвергались воздействию высоких температур, причем их диапазон существенно отличался, хотя в раскопе эти предметы находились рядом друг с другом. Никаких корреляций между температурой нагрева и размером или типом орудий археологи не заметили. Кроме того, с помощью инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье исследователи изучили 87 маленьких фрагментов костей животных, цвет которых варьировался от коричневого до белого, найденных в разных квадратах раскопов. Им удалось идентифицировать 13 окаменелостей, которые подвергались воздействию температуры выше 600 градусов Цельсия. Все эти остатки оказались фрагментами бивней (или одного бивня) хоботного животного (Proboscidea), обнаруженными в одном и том же квадрате. При этом отложения из этого квадрата, судя по анализам, не подвергались воздействию температуры выше 400 градусов Цельсия.

По мнению ученых, обнаруженные свидетельства позволяют отнести местонахождение Еврон к небольшому кругу памятников нижнего палеолита, где присутствуют потенциальные свидетельства использования огня древними людьми. Они отметили, что нельзя полностью исключать воздействие природного пожара, хотя при нем, вероятно, связанные друг с другом артефакты подверглись бы более однородному тепловому воздействию. Возможно, это еще один очаг-призрак.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных использованию огня древними людьми. Так, антропологи предположили, что неандертальцы для разведения костров могли использовать свои кремневые орудия для разделки мяса. Кроме того, археологам удалось осветить пещеру палеолитическими методами.

На костях из древней ассирийской колонии выявили следы насилия