Неандертальцев заподозрили в умении добывать огонь с помощью огнива

Антропологи предположили, что неандертальцы для разведения костров могли использовать свои обычные инструменты из кремня для разделки мяса, которые использовались как огниво. Чтобы это проверить, ученые сами попробовали добыть огонь и рассмотрели под микроскопом следы от ударов пиритом на своих инструментах. Сравнение появившихся отметин со следами на инструментах неандертальцев подтвердило, что неандертальцы использовали один инструмент для разных целей и в том числе для розжига костра. Результаты работы опубликованы в Nature.

На стоянках кроманьонцев, живших некоторое время одновременно с неандертальцами, исследователи изредка находят кремневые инструменты, с помощью которых люди добывали заветную искру для розжига костра, ударяя по ним пиритом. Однако, на стоянках неандеральцев таких инструментов нет. Известно, что неандертальцы использовали огонь, и даже использовали оксид марганца для лучшего горения, но собирали ли они угли из естественных пожаров или умели разжигать огонь сами, остается спорным вопросом.

Эндрю Соренс (Andrew Sorensen) из Лейденского университета в Голландии со своими французскими коллегами предположили, что неандертальцы могли использовать для разведения огня кремневые инструменты, а не иметь специальных инструментов для розжига. Антропологи решили изучить кремневые инструменты, которыми неандертальцы пользовались в основном для разделывания мяса, а также для обработки дерева, костей и кожи. Для этого взяли 59 инструментов с 14 стоянок среднего палеолита во Франции. На некоторых инструментах обнаружились борозды от многократных ударов твердым минералом. Борозды были локализованы в одной части инструмента и направлены вдоль его продольной оси, что исключает их случайное появление, поэтому ученые предположили, что инструменты могли также использоваться в качестве кремня

Исследователи изготовили аналогичные кремневые инструменты для эксперимента, чтобы проанализировать получившиеся бороздки и проверить насколько эффективны инструменты для добычи огня. Экспериментаторы ударяли по выпуклой поверхности инструментов кусками пирита под разными углами, пытаясь поджечь трут, смешанный с диоксидом марганца. Также наносили удары разными другими минералами для сравнения - кремнем, известняком, песчанником. После экспериментов инструменты промывали и смотрели оставшиеся на них следы под бинокуляром и микроскопом.

Изучив и сравнив следы от различных действий с орудиями, исследователи пришли к выводу, что следы на неандертальских инструментах больше всего похожи именно на следы от добычи огня с помощью пирита. Используя большие выпуклые поверхности своих орудий, неандертальцы могли эффективно получать искры даже маленьким кусочком пирита, а многофункциональный инструмент удобно было носить с собой.

В дальнейшем авторы хотят изучить инструменты неандертальцев в позднем палеолите, поскольку было высказано предположение, что они вымерли во время очередного похолодания, потому что не умели добывать огонь.

Ранее археологи обнаружили, что, похоже, неандертальцы могли обрабатывать деревянные орудия огнем, а также пользовались стоматологическими инструментами  и ухаживали за инвалидами.

Александра Кочеткова