Антропологи предположили, что неандертальцы для разведения костров могли использовать свои обычные инструменты из кремня для разделки мяса, которые использовались как огниво. Чтобы это проверить, ученые сами попробовали добыть огонь и рассмотрели под микроскопом следы от ударов пиритом на своих инструментах. Сравнение появившихся отметин со следами на инструментах неандертальцев подтвердило, что неандертальцы использовали один инструмент для разных целей и в том числе для розжига костра. Результаты работы опубликованы в Nature.
На стоянках кроманьонцев, живших некоторое время одновременно с неандертальцами, исследователи изредка находят кремневые инструменты, с помощью которых люди добывали заветную искру для розжига костра, ударяя по ним пиритом. Однако, на стоянках неандеральцев таких инструментов нет. Известно, что неандертальцы использовали огонь, и даже использовали оксид марганца для лучшего горения, но собирали ли они угли из естественных пожаров или умели разжигать огонь сами, остается спорным вопросом.
Эндрю Соренс (Andrew Sorensen) из Лейденского университета в Голландии со своими французскими коллегами предположили, что неандертальцы могли использовать для разведения огня кремневые инструменты, а не иметь специальных инструментов для розжига. Антропологи решили изучить кремневые инструменты, которыми неандертальцы пользовались в основном для разделывания мяса, а также для обработки дерева, костей и кожи. Для этого взяли 59 инструментов с 14 стоянок среднего палеолита во Франции. На некоторых инструментах обнаружились борозды от многократных ударов твердым минералом. Борозды были локализованы в одной части инструмента и направлены вдоль его продольной оси, что исключает их случайное появление, поэтому ученые предположили, что инструменты могли также использоваться в качестве кремня.
Исследователи изготовили аналогичные кремневые инструменты для эксперимента, чтобы проанализировать получившиеся бороздки и проверить насколько эффективны инструменты для добычи огня. Экспериментаторы ударяли по выпуклой поверхности инструментов кусками пирита под разными углами, пытаясь поджечь трут, смешанный с диоксидом марганца. Также наносили удары разными другими минералами для сравнения - кремнем, известняком, песчанником. После экспериментов инструменты промывали и смотрели оставшиеся на них следы под бинокуляром и микроскопом.
Изучив и сравнив следы от различных действий с орудиями, исследователи пришли к выводу, что следы на неандертальских инструментах больше всего похожи именно на следы от добычи огня с помощью пирита. Используя большие выпуклые поверхности своих орудий, неандертальцы могли эффективно получать искры даже маленьким кусочком пирита, а многофункциональный инструмент удобно было носить с собой.
В дальнейшем авторы хотят изучить инструменты неандертальцев в позднем палеолите, поскольку было высказано предположение, что они вымерли во время очередного похолодания, потому что не умели добывать огонь.
Ранее археологи обнаружили, что, похоже, неандертальцы могли обрабатывать деревянные орудия огнем, а также пользовались стоматологическими инструментами и ухаживали за инвалидами.
Александра Кочеткова
Эти хищницы мешают чужеродным видам заселить местные реки
Буддисты из города Юйшу на Тибетском нагорье регулярно выпускают в местные реки рыб чужеродных видов, которых покупают на рынках. Верующие считают это актом милосердия — однако почти всех освобожденных ими рыб съедают выдры. К такому выводу пришли зоологи, проанализировав рацион этих хищниц. Как отмечается в статье для журнала Current Zoology, выдры явно предпочитают охотиться на чужеродные виды рыб, тем самым не давая им закрепиться в местных экосистемах. Во многих религиях существует обычай освобождать живущих в неволе диких животных. Например, православные христиане в день Благовещения Пресвятой Богородицы выпускают из клеток птиц. Похожая традиция есть и у буддистов, однако они дарят свободу самым разнообразным животным, от пернатых до лягушек и рыб. Считается, что это помогает улучшить карму. Хотя подобные обычаи на первый взгляд кажутся милыми и безобидными, в действительности они могут представлять опасность для окружающей среды. Птиц, которых отпускают на Благовещение, за несколько дней до этого в большом количестве ловят в дикой природе — и не все из них переживают неволю и резкое возвращение в дикую природу. А буддисты часто освобождают представителей чужеродных видов, которые могут прижиться в местных экосистемах и начать вытеснять аборигенных животных. Именно так в китайской провинции Юньнань появились североамериканские лягушки-быки (Lithobates catesbeianus), а в тибетской Лхасе — серебряные караси (Carassius (auratus) gibelio). Впрочем, в целом влияние выпуска животных в религиозных целях на экосистемы остается малоизученным. Команда зоологов, которую возглавил Пэнфэй Фань (Pengfei Fan) из Университета Сунь Ятсена, решила подробнее изучить данную тему на примере рыб, которых буддисты выпускают в водоемы Тибетского нагорья. Исследователи сосредоточили внимание на городе Юйшу, расположенном в китайской провинции Цинхай на высоте 3530-3860 метров, окрестных деревнях и протекающих в этой местности реках Батан и Чжацюй. В течение 2019 года авторы опросили 60 жителей Юйшу и соседних деревень (все они были буддистами) о том, выпускают ли они рыб, каких именно и как относятся к этой практике. 37 респондентов рассказали, что выпускали рыб ради их спасения в качестве акта милосердия или чтобы подкрепить молитвы о лучшей жизни и здоровье для близких. Обычно это происходило от одного до пяти раз в году. Рыб для ритуала опрошенные покупали на рынках или у рыбаков, причем в основном это были представители чужеродных промысловых видов, включая карасей, карпов и сомов. Их отпускали сразу большими партиями, по 10-100 особей и 100-1000 особей. А в одном случае местный житель сообщил о выпуске нескольких десятков тысяч рыб за раз. Большинство опрошенных не слышали о том, что в начале 2019 года городские власти запретили выпускать рыбу в местные водоемы, однако они отметили, что откажутся от этой практики, если поймут, что получившие свободу рыбы не выживают в природе или наносят вред аборигенным видам. На следующем этапе Пэнфэй Фань и его коллеги проверили, насколько хорошо рыбы, выпущенные буддистами, приживаются в реках Батан и Чжацюй. Для этого они выбрали на этих водоемах тридцать участков километровой длины и разместили на каждом из них по четыре ловушки с хлебом в качестве приманки. Исследование проводилось в весенние и осенние месяцы. Проанализировав видовой состав пойманных рыб, авторы обнаружили, что почти все они относятся к коренным видам. Доминировали среди них лжеосманы (Schizopygopsis), за которыми следовали представители родов Ptychobarbus, Triplophysa и Lefua. При этом из числа чужеродных видов авторы поймали всего двух серебряных карасей. Таким образом, хотя жители Юйшу и соседних деревень уже десятки лет (по словам опрошенных, с 1980-1990 годов) выпускают в местные реки тысячи рыб чужеродных видов, те практически не приживаются в них. Исследователи заподозрили, что виноваты в этом речные выдры (Lutra lutra), представители самой высокогорной популяции своего вида. В Юйшу и окрестностях этих хищников довольно много, поскольку местное население на них не охотится. Чтобы проверить данную идею, Пэнфэй Фань и его коллеги в весенние и осенние месяцы собрали на берегах рек Батан и Чжацюй 79 образцов свежего помета выдр. Отсеквенировав 77 из них, исследователи смогли составить представление о рационе местной популяции вида. Оказалось, что диета выдр из Юйшу и окрестностей почти на сто процентов состоит из рыбы, с небольшими добавлениями амфибий, околоводных птиц и мелких млекопитающих. Большую часть рациона составляют представители местных родов Triplophysa (63,1 процента весной и 27,7 процента осенью) и Schizopygopsis (13,6 процента весной и 42,4 процента осенью). Однако выдры также регулярно охотятся на чужеродные виды рыб: серебряных карасей, карпов, белых амуров (Ctenopharyngodon idella) и амурских вьюнов (Misgurnus anguillicaudatus). В общей сложности такие рыбы составляют 18,3 процента рациона выдр весной и 25,2 — осенью. Результаты исследования подтверждают, что выдры съедают большую часть рыб, которых буддисты выпускают в реки Батан и Чжацюй. Тем самым эти хищники мешают чужеродным видам закрепиться в местных экосистемах. По словам авторов, доля завезенных видов в рационе выдр намного выше, чем в сообществах рыб в обеих исследованных реках. Таким образом, можно сказать, что чужеродные виды рыб являются предпочтительной добычей выдр. Возможно, это объясняется тем, что на представителей таких видов проще охотиться, так как они не слишком хорошо приспособлены к холодным водам Тибетского плато. Исследователи также отмечают, что в реках Батан и Чжацюй очень много рыбы, принадлежащей к аборигенным видам, так что даже если практика по выпуску чужеродных видов рыб прекратится, местные выдры все равно не будут голодать. Несколько лет назад в Аргентине впервые за тридцать лет встретили гигантскую выдру (Pteronura brasiliensis). Зоологи надеялись, что в национальном парке Эль Импенетрабле на северо-востоке страны обосновалось целое семейство этих хищников. Однако анализ данных с фотоловушек показал, что здесь поселился одинокий взрослый самец.