Крепкая связь с семьей позволила подросткам преуспеть в личностном развитии

Американские исследователи обнаружили, что сильная связь с семьей позволяет подросткам быть независимыми, осваивать окружающий мир, стремиться к личностному росту, иметь цель в жизни, принимать себя и выстраивать позитивные отношения с другими людьми. Исследование с данными 37025 подростков из 26 стран опубликовано в American Academy of Pediatrics.

Окружающая среда во многом формирует процессы развития детей. Например, чрезмерное использование гаджетов связывают с замедлением развития когнитивных способностей, а занятия музыкой — с улучшением памяти. Психологическая атмосфера в семье — еще один фактор, который может как способствовать здоровому развитию ребенка, так и значительно снижать раскрытие его способностей. Прошлые исследования показали, что даже легкие телесные наказания в будущем приводят к психическим и физиологическим проблемам ребенка, однако по оценке ВОЗ около 60 процентов детей в возрасте от 2 до 14 лет все равно подвергаются телесным наказаниям.

Вклад семейного благополучия и атмосферы дома активно изучается для дальнейшего применения полученных знаний в психологической практике и социальной работе. Определенные характеристики семьи и близость с ребенком могут быть связаны с раскрытием его способностей, поэтому важно узнать как именно проявляется эта связь.

Исследователи из США во главе с Робертом Уитакером (Robert Whitaker) из Колледжа хирургии и общей терапии имени Вагелосов при Колумбийском университете провели исследование, чтобы проверить наличие связи между отношениями подростков с семьей и успехами в личностном развитии. Для анализа данных авторы использовали результаты масштабного международного опроса благополучия детей. Исследователи отобрали данные подростков от 11 до 13 лет из 26 стран, в выборку вошли 37025 подростков.

Для сбора данных исследователи из разных стран предлагали детям в школах пройти опросники для оценки преуспевания в личностном развитии и связи с семьей, а также ответить на общие вопросы о благосостоянии семьи. Балл преуспевания основывался на шести субшкалах: принятие себя, управления окружающей средой (например, повседневными обязанностями), позитивные отношения с другими людьми, автономность, личностный рост и цель в жизни. Детям предлагалось оценить утверждения по шкале от 0 (совсем не согласен) до 10 (полностью согласен). Балл связи с семьей включал в себя оценку по следующим субшкалам: забота, поддержка, безопасность, участие и уважение. Подросткам нужно было указать степень своего согласия с утверждениями по шкале от 0 (совсем не согласен) до 4 (полностью согласен).

Для анализа авторы перевели баллы преуспевания в бинарную шкалу: подростки, с баллом выше 8, получили статус преуспевающих, а остальные — не преуспевающих. Исследователи выявили, что больше всего преуспели в развитии и раскрытии своих личностных качеств те подростки, которые жили с обоими родителями и семьи которых никогда не сталкивались с финансовыми проблемами и недостатком еды. Логистическая регрессия показала, что распространенность успешного процветания подростка возрастала с увеличением степени связи с семьей, в частности при балле связи меньше 2,5 из 4 распространенность была 34.9 процентов, а при максимальном балле связи с семьей она достигала 84,3 процентов.

Авторы уточняют, что так как во всех странах испытуемых набирали в школах, такой подход исключил из выборки подростков, которые не посещали классические учебные учреждения.

Развитие в раннем возрасте имеет важное значение в жизни человека, поэтому многие исследования направлены на изучение детей еще с младенчества. В прошлых материалах мы рассказывали о том, как раннее обучение детей из бедных семей влияет на формирование мозга, а также, что развивающие видео оказались неэффективными для детей до двух лет, в отличие от сна, который помогает детям пополнять словарный запас.

Анастасия Ляшенко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
«Это просто я»

Как наука объясняет наши странности и привычки

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Мы все еще очень многое не знаем о нашем мозге. Однако успехи нейробиологии, психологии, социологии и других наук позволяют ответить (или хотя бы приблизиться к ответу) на некоторые вопросы о его работе и о том, как он определяет наше поведение. В книге «Это просто я: Как наука объясняет наши странности и привычки» (издательство «Альпина Паблишер»), переведенной на русский язык Валерией Башкировой, ученая и специалистка по научной коммуникации Джен Мартин рассказывает, что науке известно о том, как мы принимаем решения, почему страдаем от прокрастинации и откладываем срочные дела, зачем врем по мелочам, и многое другое. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным ощущению, что за нами кто-то наблюдает.