Зонд MAVEN начал ориентироваться по звездам и вернулся к полноценной научной работе

Зонд MAVEN, исследующий атмосферу Марса, вернулся к полноценной научной работе и возобновил передачу данных с марсоходов на Землю после серьезного сбоя в системе ориентации. Теперь для навигации аппарат будет использовать только звездные датчики взамен вышедших из строя инерциальных измерительных модулей, сообщается на сайте NASA.

Проблемы с зондом MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution) начались 22 февраля 2022 года, когда была потеряна связь с ним в ходе работы с инерциальным измерительным модулем. После того как связь восстановилась, выяснилось, что для контроля ориентации аппарат не может использовать ни основной блок IMU-1, ни резервный IMU-2. Ситуация не изменилась и после перезагрузки основного бортового компьютера, после чего MAVEN переключился на резервный компьютер и перешел в безопасный режим, прекратив все научные наблюдения и ретрансляцию данных с марсоходов.

В дальнейшем было принято решение перейти на использование для навигации только звездных датчиков, эта идея уже обсуждалась ранее из-за аномалий в работе и близости к концу срока службы модулей. 19 апреля команда зонда завершила разработку и передачу на борт аппарата обновления программного обеспечения, отключив оба модуля IMU и выведя зонд из безопасного режима. Однако аппарат мог вести лишь ограниченные научные наблюдения, из-за постоянного обмена данными с Землей и проведения проверок оборудования.

28 мая 2022 года MAVEN вернулся к обычным научным наблюдениям и ретрансляции данных с марсоходов, полностью перейдя на работу с использованием только звездных датчиков. Однако при этом каждый год необходимо будет включать IMU, поэтому специалистам необходимо будет продолжать поиск новых способов управления ориентацией космического аппарата.

MAVEN занимается исследованием эволюции атмосферы Красной планеты и механизмов ее потери с 2014 года, ведя в настоящее время наблюдения  в рамках расширенной научной программы, недавно продленной еще на три года. Зонд сделал множество открытий, например нашел доказательства разрушения атмосферы Красной планеты солнечным ветром, впервые обнаружил протонные полярные сияния на Марсе и нашел долгоживущие слои из высокоэнергичных ионов металлов в верхних слоях атмосферы Красной планеты. Кроме того, MAVEN выступает в роли ретранслятора для связи марсоходов с Землей.

Японский модуль SLIM вновь уснул на Луне