Зонд MAVEN прекратил научные наблюдения из-за серьезного сбоя в системе ориентации

Зонд MAVEN, изучающий атмосферу Марса, вышел из безопасного режима после сбоя в системе ориентации, однако не может пока что возобновить полноценные научные наблюдения и передачу данных с марсоходов на Землю. Ожидается, что специалисты смогут вернуть зонд к нормальной работе в ближайшее время, сообщается на сайте Space.com.

MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile Evolution) работает на орбите вокруг Марса с сентября 2014 года, занимаясь исследованием эволюции атмосферы Красной планеты и определением как именно и когда Марс потерял большую ее часть. Основная научная программа аппарата была завершена в 2015 году, с тех пор MAVEN ведет наблюдения по расширенной программе, а также выступает в роли ретранслятора для связи марсоходов с Землей. Недавно работа MAVEN была продлена еще на три года.

22 февраля 2022 года MAVEN прекратил все наблюдения и перешел в безопасный режим, когда инерциальные измерительные модули (IMU), использующие лазерные гироскопы и двигатели-маховики и отвечающие за ориентацию аппарата, начали демонстрировать аномальное поведение. 19 апреля зонд был выведен из безопасного режима и переключен на использование только звездных датчиков для навигационных целей.

Все научные инструменты MAVEN в настоящее время подключены к электропитанию и исправны, однако не все из них смогли получать данные, в то время как антенна с высоким коэффициентом усиления зонда должна оставаться постоянно направленной на Землю для обмена данными. Из-за этого MAVEN не может быть ретранслятором для марсоходов и способен вести очень ограниченные научные наблюдения. В настоящее время инженеры продолжают анализировать поступающие с зонда данные, чтобы он мог возобновить нормальную работу в ближайшее время.

За несколько лет работы зонд смог сделать множество открытий, в частности получил доказательства того, что причина разрушения атмосферы Красной планеты кроется в солнечном ветре, увидел появление полярных сияний из-за прихода солнечной вспышки, впервые обнаружил протонные полярные сияния на Марсе, и нашел долгоживущие слои из высокоэнергичных ионов металлов в верхних слоях атмосферы Красной планеты.

NASA одобрило разработку космического ультрафиолетового телескопа UVEX