Лидары помогли обнаружить в Амазонии сеть древних поселений и остатки крупных пирамид

Археологи исследовали с помощью лидарной съемки памятники культуры Касарабе, расположенные в Боливии, и обнаружили сеть связанных дорогами поселений, существовавших между 500 и 1400 годами нашей эры. Среди них выделяются два крупнейших укрепленных поселения — Котока и Ландивар, занимавших площадь 147 и 315 гектаров соответственно. На многих памятниках ученые обнаружили остатки общественно-церемониальных сооружений, возведенных на земляных платформах, в том числе пирамиды, высота которых достигает 20 метров. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.

На юго-западе Амазонии, на территории между подножием Анд и реками Бени и Маморе, находится природная область Льянос-Мохос, которая представляет собой аллювиальную равнину. Эта богатая на флору и фауну местность покрыта переменно-влажными вечнозелеными и саванными лесами, которые затопляются в сезон дождей. Начавшиеся еще в 1960-х годах обследования этих земель позволили выявить остатки масштабных доиспанских гидротехнических сооружений, которые были необходимы для хозяйственного освоения территории.

В разных районах равнины исследователи обнаружили остатки крупных поселений, дамб, насыпей и каналов разных культур, одной из которых была культура Касарабе, названная так в честь одноименной деревни и существовавшая около 500–1400 годов нашей эры. Палеоботанические анализы показали, что местные земледельческие общины занимались выращиванием кукурузы (Zea mays), тыквы (Cucurbita), арахиса (Arachis hypodaea), хлопчатника (Gossypium), пальм (Areaceae), а также маниока (Manihot esculenta) и батата (Dioscorea). Кроме того, хозяйство носителей культуры Касарабе включало охоту и рыбную ловлю.

Хайко Прюмерс (Heiko Prümers) из Германского археологического института совместно с коллегами из Великобритании и ФРГ с помощью лидарной съемки исследовал земли в юго-западной Амазонии. Ученые сосредоточили свое внимание на шести районах, где ранее нашли крупные скопления остатков поселений, относящихся к культуре Касарабе, о памятниках которой известно достаточно мало.

Археологи выделили два самых важных памятника, выявленных в регионе. Это два крупных поселения — Котока площадью 147 гектаров и Ландивар площадью 315 гектаров. Хотя эти памятники были известны и раньше, лидарная съемка позволила выяснить их размеры, а также характер существовавших объектов. Так, оба поселения были окружены тремя концентрическими оборонительными сооружениями, включавшими рвы и валы. Кроме того, исследователи обнаружили остатки возведенных на земляных платформах крупных зданий, некоторые из которых имели U-образную форму. Среди других находок выделяются пирамиды, достигающие высоты 20 метров, которые были построены на искусственных террасах высотой до шести метров. Археологи отметили, что здания возводились с ориентацией на северо-северо-запад. Это отражает мировоззрение носителей культуры Касарабе и находит параллели в их погребальном обряде.

По мнению исследователей, Котока и Ландивар представляли собой основные центры региональной сети поселений, которые соединялись между собой все еще различимыми дамбами (по ним проходили дороги). На некоторых участках этих сооружений, находившихся в стратегически важных местах, археологи обнаружили платформы площадью около 20×25 метров и высотой до двух метров. Вероятно, они были необходимы для того, чтобы контролировать доступ к крупным поселениям. Ученые отметили, что строительство всех этих объектов сопровождалось масштабным перемещением земли, которая требовалась для возведения платформ, дамб и террас.

Археологи обнаружили и более мелкие поселения, которые они разделили на несколько уровней. В самых крупных из них находились основные земляные платформы площадью от двух до шести гектар, а также остатки укреплений, общественной и церемониальной архитектуры. Выявленная учеными сеть поселений позволила опровергнуть мнение, что в доиспанские времена земли на западе Амазонии были малонаселенными. По мнению археологов, эта сеть поселения представляет собой особый тип тропического аграрного урбанизма, который ранее не был известен в регионе.

Ранее на N + 1 рассказывали о других археологических памятниках, которые удалось обнаружить с помощью лидарной съемки. Так, археологи нашли между валами Адриана и Антонина 134 ранее неизвестных поселения. А на севере Гватемалы они обнаружили 60 тысяч построек майя.

В Норвегии нашли одну из древнейших рунических надписей

Возраст находки может достигать двух тысяч лет

Норвежские ученые сообщили, что во время раскопок могилы, относящейся к римскому железному веку, они обнаружили рунический камень. По мнению лингвистов, прочитанная надпись может обозначать женское имя. Судя по радиоуглеродному анализу, погребение датируется первыми веками нашей эры, что делает находку одним из древнейших примеров рунического письма в Скандинавии. Об этом сообщается на сайте Университета Осло.