Астрономы отыскали новую ультратусклую карликовую галактику

Астрономы отыскали новую изолированную ультратусклую карликовую галактику, получившую обозначение Тукан В. Она находится на окраине Местной группы галактик, состоит из старых малометалличных гигантов и в целом похожа на ультратусклые галактики-спутники Млечного Пути. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.

Ультратусклые карликовые галактики представляют для астрофизиков большой интерес, так как позволяют проверить ряд теорий, связанных с темной материей и химическим обогащением галактик за счет нуклеосинтеза. Эти галактики считаются самыми тусклыми, небольшими по размерам, однако богаты темной материей. Считается, что сформировались подобные системы давно, благодаря чему бедны элементами, тяжелее водорода и гелия.

Такие системы в настоящее время находят как в Местной группе, так и за ее пределами. Однако все еще есть области космоса, которые в значительной степени не исследованы с точки зрения поиска карликовых галактик. В частности, на периферии Местной группы и в ее ближайших окрестностях (0,5–2 мегапарсека) обнаружено всего несколько новых галактик.

Группа астрономов под руководством Дэвида Сэнда (David J. Sand) из Университета Аризоны сообщила об обнаружении нового представителя ультратусклых карликовых галактик, который получил обозначение Тукан B. Открытие было сделано в ходе анализа данных каталога обзора неба DESI Legacy Imaging Surveys Data Release 9, а также данных каталога обзора неба DES DR2, в дальнейшем за галактикой вел наблюдения спектрограф IMACS, установленный на одном из наземных Магеллановых телескопов.

Тукан В находится на окраине Местной группы, на расстоянии 4,5 миллионов световых лет от Солнца и в 1,6 миллионах световых лет от карликовой сфероидальной галактики в Тукане. Система характеризуется как изолированная галактика с эффективным радиусом 260 световых лет и абсолютной звездной величиной -6,9. Ее звездное население не показывает никаких признаков наличия популяции молодых звезд и состоит из старых, бедных металлами звезд ветви красных гигантов, что аналогично тому, что наблюдается в ультратусклых карликовых галактиках-спутниках Млечного Пути, хотя и с меньшими видимыми звездными величинами.

Ученые считают, что Тукан В может быть ярким примером ультратусклой галактики, в которой звездообразование было остановлено реионизацией или каким-то другим внутренним механизмом, а не взаимодействием с гало более крупной галактики. Будущие наблюдения за галактикой должны помочь точнее определить ее свойства и механизм формирования.

Ранее мы рассказывали о том, как ультратусклая галактика-спутник Млечного Пути оказалась рекордно бедна тяжелыми элементами.

Астрономы нашли кандидата в звено между зародышами массивных черных дыр и яркими квазарами