Австралийские орнитологи изучили строение черепа чернополосого коршуна — единственного представителя отряда ястребообразных, который охотится в основном по ночам. К удивлению ученых, им не удалось обнаружить у данного вида анатомических адаптаций к ночному образу жизни. Например, соотношение диаметра глазниц к диаметру зрительных каналов у чернополосого коршуна оказалось таким же, как у его ближайших сородичей, активных в светлое время суток. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Royal Society Open Science.
Птицы из отрядов ястребообразных (Accipitriformes) и соколообразных (Falconiformes), как правило, активны в светлое время суток. Неудивительно, что их еще называют дневными хищниками, противопоставляя совам (Strigiformes), которые обычно ведут ночной образ жизни. Впрочем, некоторые виды ястребообразных и соколообразных приспособились охотиться на летучих мышей и насекомых в сумеречные часы. А один вид — чернополосый коршун (Elanus scriptus) (также известен как буквокрылый дымчатый коршун) — стал настоящей ночной птицей. Он обитает в засушливых районах Австралии и питается в основном грызунами.
Предполагается, что чернополосые коршуны перешли к ночному образу жизни относительно недавно, в течение последних 3-3,3 миллиона лет. Для сравнения, другие виды из рода дымчатых коршунов (вопреки названию, они не родственны настоящим коршунам, а относятся к небольшому подсемейству Elaninae) активны днем и лишь изредка охотятся в сумерках.
Команда орнитологов под руководством Веры Вайсбеккер (Vera Weisbecker) из Университета Флиндерса решила выяснить, какие анатомические черты помогли чернополосым коршунам стать ночными охотниками. Для этого исследователи провели компьютерную микротомографию 30 черепов, принадлежащих 16 видам хищных птиц из отрядов ястребообразных и соколообразных (в основном австралийским). Чернополосые коршуны в этой выборке были представлены тремя черепами, как и их близкие родственники — черноплечие коршуны (E. axillaris), а третий вид рода, дымчатый коршун (E. caeruleus) — одним.
Черепа большинства ночных птиц можно отличить по глазницам большого диаметра (они вмещают крупные светочувствительные глаза) и узким каналам зрительных нервов (эта особенность связана с высоким соотношением фоторецепторов к ганглионарным клеткам в сетчатке). Однако чернополосые коршуны по этим признакам мало отличаются от двух других представителей рода Elanus. Соотношение диаметра глазницы к диаметру зрительного канала у этого ночного вида оказалось таким же, как у его дневных родственников. При этом у всех трех коршунов из рода Elanus данный показатель выше, чем у остальных ястребообразных и соколообразных.
Проанализировав строение эндокрана (отпечатка внутренней стороны черепной коробки) и оценив конвергенцию краев глазниц (этот показатель демонстрирует, направлены ли глаза вперед как у сов или расположены скорее по бокам головы), Вайсбеккер и ее соавторы не обнаружили ни у чернополосого коршуна, ни у других коршунов из рода Elanus каких-либо черт, свидетельствующих о ночном образе жизни, или отличий от типичных дневных хищных птиц.
Таким образом, по черепу чернополосого коршуна трудно понять, что его обладатель активен по ночам. Результаты исследования свидетельствуют, что переход от дневного образа жизни к ночному необязательно сопровождается значительными изменениями в строении черепа. Похожие примеры известны и среди других птиц. Например, у ночных попугаев (Pezoporus occidentalis), которых Вайсбеккер с соавторами изучали несколько лет назад, диаметр зрительных каналов меньше, чем у других попугаев, однако относительный объем глазниц примерно такой же, как у них. Активные по ночам галапагосские чайки (Creagrus furcatus) также не отличаются от дневных видов чаек по диаметру глазниц и размеру и форме глаз.
Авторы допускают, что адаптации чернополосых коршунов к ночному образу жизни просто не отражаются на уровне скелета. Например, в сетчатке этих птиц может быть повышено соотношение палочек по отношению к колбочкам, что позволяет лучше видеть при слабом освещении. Интересно, что для всех коршунов из рода Elanus характерно высокое соотношение диаметра глазницы к диаметру зрительного канала. Предполагается, что эта особенность позволяет им иногда охотиться в сумерках или лунными ночами. Возможно, она также помогла чернополосым коршунам перейти к ночному образу жизни с минимальными анатомическими изменениями.
Ранее мы рассказывали о том, как китайские палеонтологи описали новый вид сов, обитавший в горных засушливых саваннах на территории современной провинции Ганьсу в позднем миоцене. Судя по строению глаз, эти пернатые вели дневной образ жизни. Древняя птица, получившая название Miosurnia diurna, приходится близким родственником ныне живущим воробьиным сычам и ястребиным совам, которые тоже часто охотятся в светлое время суток. Находка свидетельствует, что некоторые совы начали переходить к дневной активности не меньше шести миллионов лет назад.
Сергей Коленов