Демонстрация статистики использования твиттера снизила эффект ухода от реальности

Stefanie Franciotti

Исследователи из США доказали, что дополнительные функции приложения для чтения соцсетей, такие как всплывающие окна с временем использования приложения или отображение статистики активности пользователя, снижают уровень погружения в состояние отвлеченности от реальности. Результаты эксперимента с 43 пользователями твиттера представлены на конференции CHI Conference on Human Factors in Computing Systems.

Многие знакомы с ощущением ухода от реальности во время использования социальных сетей. Исследователи рассматривают феномен диссоциации как континуум — от нормативной (обыденной) диссоциации, которая проявляется как мечтания или уход в мысли во время какой-то деятельности, до симптомов диссоциативных расстройств. В обычной жизни в состояние нормативной диссоциации можно войти пассивно, например, во время долгого вождения по трассе, или активно, когда человек намеренно ищет возможность отвлечься, используя для этого музыку, книги или социальные сети.

Поэтому изучение влияния социальных сетей на жизнь людей становится одним их важных направлений исследований. Результаты прошлых научных работ показывают, что злоупотребление соцсетями связано с повышенным риском развития СДВГ у подростков, а дополнительный час их использования усиливает депрессивные симптомы, причем такого эффекта не было обнаружено даже у компьютера и видеоигр. Подобные исследования зачастую направлены на выявление общего позитивного или негативного влияния соцсетей, однако как изменение элементов интерфейса отражается на опыте пользователей пока остается малоизученным.

Американские исследователи во главе с Амандой Боган (Amanda Baughan) из Вашингтонского университета провели эксперимент, чтобы понять связь нормативной диссоциации с дизайном приложений для чтения социальных сетей. Они попросили 43 взрослых читателей твиттера скачать один из четырех дизайнов Twitter-клиента, разработанных для исследования, и использовать его в течение месяца.


Разработанные дизайны приложения содержали два вида интервенций (экспериментальных вмешательств), которые выражались в изменении некоторого функционала. Первый вариант дизайна содержал внутренние интервенции, которые включали в себя отображение надписи о прочтении всех новых твитов в ленте и показ истории, также пользователям нужно было самостоятельно создавать организованные списки аккаунтов, за которыми они следят. Второй вариант содержал внешние интервенции — отображение статистики использования приложения (время использования, количество прочитанных твитов) и появление диалогового окна с указанием общего времени сессии каждые 20 минут и вопросом, хочет ли пользователь продолжить. Третий дизайн приложения соединял в себе обе интервенции, а четвертый был контрольным и не содержал никаких интервенций.


Авторы регистрировали такие показатели как время использования приложения, количество его запусков, просмотра статистики, игнорирования всплывающих окон и другие. Все пользователи также проходили опросник, в котором им нужно было по шкале от 1 до 5 оценить, насколько верно для них утверждение о том, что они на данный момент используют приложение не обращая внимания на то, что делают. Опросник появлялся через три минуты после начала использования приложения и далее отображался каждые 15 минут в различных разделах приложения.

Результаты регрессии показали значимый эффект влияния внутренних интервенций: составление пользователями тематических списков аккаунтов (p ≤ 0,001) и отображение баннера истории прочитанных твитов (p < 0,001) снижало нормативную диссоциацию по сравнению с использованием обычной ленты. Внешние интервенции также снизили эффект нормативной диссоциации с помощью показа времени использования приложения (p = 0,009) и функции просмотра статистики (p = 0,004).

Авторы исследования доказали, что состояние, когда человек неосознанно пролистывает соцсети, не обращая внимания на то, что именно он делает, можно контролировать с помощью дополнительных функций, встроенных в приложение. Напоминание о времени, потраченном на чтение твитов, статистика активности и демонстрация баннера с началом показа прочитанных твитов снижают нормативную диссоциацию. Авторы обращают внимание на то, что этот эффект может стать альтернативной ветвью исследования в сфере социальных сетей вместо идеи зависимости от них.

Подробнее о поведении людей в социальных сетях читайте в нашем прошлом материале.

Анастасия Ляшенко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.