Дельфины узнали знакомых по вкусу мочи

Зоологи давно знают, что у афалин есть индивидуальные звуковые сигналы, которые они используют, чтобы представиться или обратиться к сородичу. Однако эксперименты показали, что эти дельфины также способны различать знакомых особей по вкусу их мочи. При этом они сопоставляют сведения, полученные с помощью слуха и вкуса. Таким образом, в уме афалин существуют кросс-модальные представления о конкретных членах группы, каждому из которых соответствует индивидуальный сигнал, выступающий в роли ярлыка. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Science Advances.

Многие животные, от насекомых до приматов, способны узнавать объекты с помощью разных сенсорных модальностей. Например, сородичей они отличают друг от друга не только по внешнему виду, но и по голосу или запаху. Специалисты называют эту способность кросс-модальным распознаванием. Поскольку она требует интеграции сведений, полученных по нескольким сенсорным каналам, ее нередко считают свидетельством в пользу того, что в уме животных существуют понятия — ментальные модели воспринимаемых объектов.

Ряд исследователей, впрочем, утверждают, что для оперирования понятиями каждому из них должен быть присвоен ярлык. Поскольку у нечеловеческих животных нет столь же развитого языка, как у людей, высказывались сомнения, что они могут создавать такие ярлыки и использовать их в мышлении. Описано лишь несколько примеров, когда животные используют специфические сигналы для обозначения конкретных объектов, Так, у мартышек диан (Cercopithecus diana) есть несколько криков тревоги, которые предупреждают сородичей о разных видах хищников, а малые синицы (Parus minor) издают особый писк, когда видят змею. При этом неясно, используются ли такие сигналы в качестве ярлыков в уме издающих их животных.

Команда зоологов, которую возглавил Джейсон Бракк (Jason N. Bruck) из Государственного университета имени Стивена Остина, решила разобраться в данном вопросе на примере дельфинов из рода афалин (Tursiops). Предыдущие исследования показали, что у обыкновенных (T. truncatus) и индийских афалин (T. aduncus) есть индивидуальные сигналы, которые каждая особь приобретает в раннем детстве. Они отличаются друг от друга частотной модуляцией. Владелец индивидуального сигнала использует его, чтобы назвать себя, а его сородичи — чтобы обратиться к нему. Порой дельфины помнят их в течение нескольких десятилетий. Неудивительно, что такие сигналы сравнивают с именами или подписями.

Бракк и его коллеги поставили перед собой цель выяснить, существуют ли в уме афалин представления об отдельных сородичах, которые включают в себя их индивидуальные сигналы, или же в действительности такие сигналы являются не настоящими ярлыками, а всего лишь независимыми стимулами, которые подкрепляются положительными или отрицательными результатами. Для этого они проверили, способны ли дельфины сопоставить индивидуальный сигнал сородича со вкусом его мочи.

Сначала ученые протестировали способность обыкновенных афалин чувствовать вкус мочи сородичей. Для этого восьми живущим в неволе особям давали по двадцать миллилитров простой воды или по двадцать миллилитров дельфиньей мочи. Все образцы исследователи выливали в бассейн непосредственно перед испытуемыми животными, после чего фиксировали их реакцию на видео. В результате авторы выяснили, что моча сородичей вызывает у дельфинов больший интерес, чем простая вода. Когда афалинам давали образцы мочи, они проводили больше времени, открыв рот и пробуя воду, чем когда в бассейны вливали образец простой воды (p<0,001).

Затем исследователи сравнили реакцию афалин на мочу знакомых сородичей и незнакомцев. Оказалось, что подопытные особи втрое дольше пробуют воду, в которую добавили выделения известных им дельфинов (p<0,001). Ни пол, ни возраст животных, у которых авторы брали мочу для экспериментов, на результат не повлияли. Таким образом, афалины могут отличить знакомую особь от чужака по вкусу мочи.

На последнем этапе авторы давали афалинам мочу одного из знакомых сородичей. Одновременно с этим они проигрывали через подводный динамик индивидуальный сигнал донора мочи или другого дельфина, известного подопытной особи. Исследователи предположили, что если в уме афалин есть представления о знакомых сородичах, их смутит несовпадение индивидуального сигнала со вкусом мочи. Результаты эксперимента подтвердили эту идею. Дельфины больше времени проводили около динамика, если тот воспроизводил сигнал особи, мочу которой вылили в бассейн. Если же запись сигнала и образец мочи принадлежали разным особям, афалины не так охотно подплывали к проигрывателю.

Авторы отмечают, что это первый известный случай, когда животные узнают сородичей по вкусу. Поскольку дельфины утратили многие вкусовые рецепторы, скорее всего, они ориентируются на состав основных белков мочи или липидов. Поскольку след мочи довольно долго держится в воде, способность различать сородичей по ее вкусу может быть очень полезной для дельфинов. Кроме того, результаты исследования подтверждают, что афалины ассоциируют индивидуальные сигналы сородичей с другими их характеристиками (в данном случае, вкусом мочи). Это значит, что такие сигналы можно считать настоящими ярлыками, которые соответствуют представлениям о конкретных особях в уме дельфинов.

Ранее мы рассказывали о том, как японские ученые подтвердили способность афалин к командной работе. Для этого исследователи научили трех животных доставать мячики с помощью конструкции, привести которую в движение можно было только совместно потянув за веревочки. Кроме того, оказалось, что афалины обращают внимание на то, что при выполнении задания делает партнер, и ждут его, чтобы выполнить задание вместе.

Исчезновение неуловимого лиса Рэмбо пошло на пользу редким сумчатым и грызунам из заповедника в Австралии