Японские ученые выяснили, что афалины (Tursiops truncatus) способны к командной работе. Для этого они научили трех животных доставать мячики с помощью конструкции, привести которую в движение можно было только совместно потянув за веревочки. Кроме того, оказалось, что афалины обращают внимание на то, что при выполнении задания делает партнер, и ждут его, чтобы выполнить задание вместе. Статья опубликована в журнале PeerJ.
Для социальных животных очень важно не только общение, но и способность к кооперации, то есть совместному решению каких-либо задач. Она важна, например, при совместной охоте, защите от неприятеля и эффективном воспитании потомства.
Оценить командную работу в дикой природе бывает не так просто: для этого требуются длительные наблюдения. Другой вариант — проследить за тем, как животные выполняют совместные действия, будучи выращенными в неволе и после предварительного обучения. Для этого, например, используется задача с перетягиванием веревки: в экспериментах с такой задачей используется специальная установка, которую можно притянуть к себе, только потянув за две веревки разом. Животным, поэтому, необходимо понять, что сделать это они могут только вместе — и получить полагающееся им вознаграждение.
Чтобы проверить, смогут ли афалины справиться с совместным перетягиванием веревки для получения угощения, ученые под руководством Тисато Ямамото (Chisato Yamamoto) из Университета Киото обучили трех представителей вида тянуть за веревку, чтобы в бассейн свалилась корзинка с их любимыми игрушками — баскетбольными мячами.
В эксперименте приняли участие три афалины. Сначала установка предназначалась для одного животного: для того, чтобы получить мячик, потянуть можно было только за одну веревку. Интересно, что афалинам не показывали, что нужно делать, чтобы получить мячик: их дрессировщики просто просили животных принести мячик.
После успешного обучения (оно заняло от одного до девяти дней) животным показали установку, которая предназначалась для двоих, и научили обращаться с ней. Попытки афалин получить мячик разделили на блоки: в каждом из них по шесть-семь попыток. Одна пара научилась доставать мячики к третьему блоку (успех составил более 50 процентов — то есть выше случайного попадания), а другая пара справилась с заданием сразу же.
Затем ученые посмотрели за тем, смогут ли афалины не только вместе тянуть за веревку, но и ждать друг друга для начала выполнения задания. Если одна афалина потянет за веревку, то второй конец окажется вне досягаемости, и задание выполнить будет нельзя: именно поэтому кооперация при выполнении этого задания подразумевает и то, что животные будут друг друга ждать.
Оказалось, что афалины понимают, что партнера надо дождаться: подплыв к веревке, они ждут второго и начинают тянуть только тогда, когда тот подплывет. В свою очередь та афалина, который подплывает вторым, понимает, что его ждут, и начинает плыть к установке быстрее. В зависимости от пары, обучение такому ожиданию либо происходило сразу же, либо занимало от 10 до 20 попыток.
Авторам работы, таким образом, удалось экспериментально показать, что афалины способны к обучению. Интересно, что представители этого вида, по-видимому, также обращают внимание на поведение своего партнера при выполнении задания, понимая, что без этого успешный исход невозможен.
Два года назад с помощью похожего эксперимента с перетягиванием ученым удалось выяснить, что живущие в неволе волки гораздо охотнее и эффективнее помогают друг другу, чем домашние собаки: на основе этого ученые сделали вывод, что способность к кооперации снизилась в процессе одомашнивания.
Елизавета Ивтушок
Особенно если говорили женщины
Исследователи из Венгрии выявили сходство между тем, как мозг младенцев и собак обрабатывает человеческую речь. Они записывали фМРТ собак, пока те слушали, как мужчины и женщины говорят с детьми, другими собаками или взрослыми людьми. Выяснилось, что мозг домашних питомцев, как и мозг детей, сильнее реагирует на речь, направленную именно на них: человек в таких случаях меняет интонацию: его голос становится выше, диапазон тонов — шире, а фразы — короче. Кроме того, собаки лучше воспринимали женскую речь, обращенную к ним или детям. Работа опубликована в Communications Biology. Разговаривая с детьми, особенно — с младенцами, которые сами говорить еще не умеют, люди часто увеличивают высоту голоса, растягивают гласные и говорят более короткими фразами, в общем — сюсюкают. Это позволяет привлечь и удержать внимание детей, и, вероятно, помогает младенцам осваивать речь. Исследования показывают, что младенцы воспринимают такую речь лучше (особенно если с ними сюсюкает женщина), чем речь, обращенную ко взрослым. Примерно так же меняется интонация людей, когда они говорят с домашними питомцами. И не зря: недавние исследования показали, что собаки тоже сильнее реагируют на женскую речь, обращенную к ним, а не к другим взрослым. Но неясно, есть ли у них какие-то предпочтения относительно женской и мужской речи, и будут ли они различать речь, обращенную к детям и к ним. Анна Гергли (Anna Gergely) из Исследовательского центра естественных наук в Венгрии и ее коллеги этологи с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) измерили активность мозга 19 домашних собак, пока те слушали человеческую речь. Им включали записи 12 мужчин и 12 женщин, говорящих либо со взрослыми, либо с детьми, либо с другими собаками. Предварительно собак обучили неподвижно лежать в наушниках во время записи фМРТ. Слуховые зоны мозга собак сильнее реагировали на речь, адресованную собакам и детям. В особенности — регионы непервичной слуховой коры: область левых каудальной и ростральной сильвиевых извилин (L c/rSG) и область, включающая самую вентральную часть каудальной сильвиевой извилины и височный полюс с левой стороны (L cSG/TP). Особенно сильно регионы реагировали на женское сюсюканье (по сравнению с женской речью, обращенной к другим взрослым). Этот эффект зависел от измеренных акустических характеристик речи, в частности — от средней частоты (у женщин она всегда была выше) и дисперсии звука. Причем сюсюканье с собаками и детьми собачий мозг практически не различал. Скорее всего дело в том, что акустические характеристики в обоих случаях очень схожи. В предыдущих исследованиях речь, ориентированная на младенца, аналогичным образом вызывала более интенсивную нервную активацию в височной области мозга детей, чем речь, обращенная к взрослым. То, что маленькие дети более чувствительны к женскому сюсюканью, можно объяснить тем, что они чаще слышат его во время внутриутробного развития и после рождения, или доставшейся от предков чувствительностью к женским голосам сородичей. Но для собак такое объяснение не подходит. Авторы предлагают две возможных версии: согласно первой, животные в целом сильнее реагируют на более высокие звуки с более изменчивой частотой (это характерно для женского голоса); или же собаки выработали такую чувствительность уже в процессе приручения. Также отчасти предпочтения могут быть результатом индивидуального слухового опыта, который собака получила во время взросления. С детьми сюсюкают не только люди: частота свиста самок афалин меняется, когда они находятся рядом с детенышами. Подобным образом меняют свои вокализации и другие животные.