Лунный грунт плохо подходит для сельского хозяйства. Хотя посаженные в него растения прорастают из семян, они испытывают сильный стресс и медленно развиваются. К такому выводу пришли биологи, сравнив рост резуховидок Таля в образцах реголита, привезенного с Луны экспедициями «Аполлон-11», «Аполлон-12» и «Аполлон-17», и в вулканическом пепле. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Communications Biology.
При колонизации Луны и Марса остается неясным, как обеспечить жителей внеземных колоний продовольствием. Одним из решений может стать выращивание растений на месте. Первые эксперименты в этом направлении уже ведутся. Например, пять лет назад ученые вырастили картофель в условиях, близких к марсианским. А исследование, проведенное в прошлом году, продемонстрировало, что бобовые растения могут формировать симбиоз с азотфиксирующими клубеньковыми бактериями в имитации марсианского грунта.
Команда биологов под руководством Анны-Лизы Пол (Anna-Lisa Paul) из Флоридского университета решила выяснить, способны ли растения выживать в лунном грунте. Для этого исследователи взяли образцы реголита, привезенные экспедициями «Аполлон-11», «Аполлон-12» и «Аполлон-17», и поместили их в сорокавосьмилуночный планшет. Затем в отдельные лунки на поверхность субстрата положили по три-пять семян резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana) — популярного модельного организма. В качестве контроля использовалась имитация лунного грунта JSC-1A, изготовленная на Земле из вулканического пепла.
В общей сложности исследователи посадили семена в двенадцать лунок с настоящим реголитом и в шестнадцать лунок с его имитацией. Пол и ее соавторы регулярно поливали резуховидки, освещали и фиксировали их рост, а на шестой-восьмой день пропололи, оставив в каждой лунке по одному экземпляру. На двадцатый день растения срезали, чтобы провести транскриптомный анализ.
Семена резуховидки проросли во всех лунках через 48-60 часов после посадки. Однако когда авторы сравнили растения, извлеченных при прополке, оказалось что корни экземпляров, которые развивались в реголите, короче, чем у тех, что росли в вулканическом пепле. После восьмого дня стали заметны отличия и в развитии надземной части. Резуховидкам, растущим в реголите, потребовалось больше времени, чем их сородичам из его имитации, чтобы полностью развернуть листья, а диаметр листовых розеток у них были меньше. Кроме того, некоторые «лунные» растения были низкорослыми и отличались повышенным содержанием красновато-черных пигментов, что указывает на стрессовые условия. Лишь несколько резуховидок в лунках с реголитом развивались почти так же хорошо, как их сородичи из лунок с вулканическим пеплом.
Наименее благоприятным для растений оказался реголит, привезенный экспедицией «Аполлон-11». Он находился на поверхности Луны дольше грунта, собранного экспедициями «Аполлон-12» и «Аполлон-17», и подвергся более сильному воздействию космических лучей и солнечного ветра.
Транскриптомный анализ показал, что у развивающихся в реголите резуховидок гены экспрессируются иначе, чем у их сородичей, растущих на его имитации. Максимальные отличия от контроля были отмечены для растений из лунок, заполненных образцами, которые привезла экспедиция «Аполлон-11». У них иначе работали 465 генов. Для образцов, собранных экспедициями «Аполлон-12» и «Аполлон-17» эти значения составили 265 и 113 генов соответственно.
У всех «лунных» резуховидок иначе экспрессировались гены, связанные с реакцией на сильный стресс. При этом 71 процент генов, для которых исследователи выявили отличия от контроля, отвечают за реакцию на ионный стресс от взаимодействия с солями, металлами и активными формами кислорода. Еще 29 процентов таких генов отвечают за регуляцию метаболизма. Авторы отмечают, что анализ транскриптома выявил признаки сильного стресса даже у тех «лунных» резуховидок, что внешне мало отличались от контроля. А у трех наиболее угнетенных растений иначе экспрессировались более тысячи генов.
Результаты исследования демонстрируют, что реголит можно использовать в качестве субстрата для выращивания растений. Однако в такой среде они испытывают сильный ионный стресс и развиваются хуже, чем в вулканическом пепле. При этом хуже всего для сельского хозяйства подходит зрелый реголит. Вероятно, причина в том, что в нем содержится большое количество нанофазного железа, которое в кислородной среде окисляется. Кроме того, такой грунт состоит из более мелких зерен, благодаря чему при взаимодействии с водой ионы лучше переходят в раствор. Оба этих фактора отрицательно влияют на рост растений. Таким образом, чтобы производить еду на Луне, людям придется каким-то образом модифицировать местный грунт, чтобы он стал более подходящим для растений.
Чтобы узнать о том, как исследователи изучали лунный грунт в прошлом и зачем продолжают делать это в наши дни, прочитайте наш материал «Земля занебесная».
Сергей Коленов
Ученый исследовал находки, обнаруженные в местечке Мореджине
Итальянский ученый Мауро Бернабей исследовал 35 образцов древесины, обнаруженных в местечке Мореджине, которое находится в ближайших окрестностях Помпей. Дендрохронологический анализ показал, что пригодную для датирования древесину заготовили не ранее 49 года нашей эры, то есть максимум за 30 лет до знаменитого извержения Везувия. Кроме того, исследователь пришел к выводу, что по меньшей мере часть изученных образцов белой пихты представляла собой импортную древесину, которую, возможно, привезли на юг современной Италии из Альпийского региона или других районов Центральной Европы. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary International.